Смертельное излучение. Ученые обнаружили следы самой мощной солнечной вспышки

13 марта 2019, 13:30

Ученые нашли следы самого мощного выброса солнечной радиации в истории. Если такая вспышка произойдет сейчас - она может вывести из строя системы коммуникации на Земле и в космосе.

Как известно, Солнце является источником тепловой энергии только на безопасном расстоянии. Вблизи, эта звезда представляет серьезную угрозу для любого космического объекта.

Но, даже Земля, которая расположена на расстоянии почти в 150 млн км от Солнца иногда может прочувствовать на себе часть разрушительной энергии, которой обладает главный объект в нашей планетарной системе.

Как пишет The Guardian, группа ученых недавно опубликовала исследование о так называемых солнечных штормах или солнечных бурях, - тепловых вспышках на Солнце, которые высвобождают определенное количество радиоактивных частиц, воздействующих на окружающие планеты и объекты.

На глубине в 500 метров под поверхностью льдов Гренландии исследователи нашли следы мощнейше солнечной бури, которая произошла около 2500 лет назад (примерно 600 год до н.э.). Эксперты обнаружили подо льдами изотопы бериллия-10 и хлора-36, которые остались от мощнейшего выброса солнечной радиации.

Сообщается, что эта вспышка приравнивается к похожему солнечному шторму, который произошел приблизительно в 775 году н.э. При этом, мощность такой бури в 10 раз превышает любую чрезвычайную активность на Солнце, которую могли зафиксировать земные детекторы за последние 70 лет.

Открытие ученых означает, что до сих пор люди неправильно оценивали самый худший сценарий, связанный с изменением космической погоды, и то, какие риски он может нести для Земли и человечества.

“Солнечное протонное явление такого масштаба, которое произойдет в наши дни, может привести к нарушению спутниковых технологий, высокочастотной радиосвязи и космических навигационных систем”, - пишут авторы работы.

Тогда, в эпоху Железного века в Европе, солнечная радиация не сильно беспокоила людей, но теперь, когда в самолетах над защитным слоем атмосферы каждый день находятся миллионы людей, а многие системы связи на Земле зависят от спутниковых технологий, - подобные вспышки могут не только парализовать работу коммуникационных сетей, но и навредить здоровью авиапассажиров, пилотов и космонавтов.

Напомним, в конце 2018-го аналитики из Saxo Bank предсказывали, что в 2019-м мощнейшие ядерные реакции на Солнце могут посеять настоящий хаос в сфере телекоммуникаций. Тепловой удар, который ожидается в этом году на Западном полушарии Земли может нанести убытков на $2 трлн.