Дамба на миллиарды. Как Венеция защищается от глобального затопления и что из этого выйдет - фото

Дамба на миллиарды. Как Венеция защищается от глобального затопления и что из этого выйдет

19 ноября 2019, 20:00

Коротко:

— как спасти Венецию от наводнений

— кому грозит затопление из-за климатических изменений

— какие города Украины уйдут под воду к концу XXI века

В культовой антиутопии Водный мир, которая вышла на экраны кинотеатров почти 25 лет назад, герой Кевина Костнера эволюционировал в человека-амфибию. У главного персонажа фильма появились жабры и плавники, поскольку в постапокалиптическом мире практически не осталось суши, — вся Земля оказалась покрыта водой после глобального наводнения.

Видео дня

Нечто похожее сейчас происходит в Венеции: на днях один из главных культурно-исторических центров Италии и старой Европы пережил сильнейшее наводнение за последние 53 года, которое стало вторым по показателю высоты воды над уровнем моря за всю историю города.

Конечно, наводнения не являются чем-то особенным для Венеции — поселение расположено на Венецианских островах, и вода в центральной части города — главное отличие этого места от других.

Для миллионов туристов, которые ежегодно приезжают в Венецию на несколько дней, и с помощью гондол перебираются от одного ресторана к другому, наводнения не являются серьезной проблемой. Но вот местное население испытывает огромные трудности и подвергает свою жизнь риску из-за прибывающей воды.

Вполне вероятно, что венецианцы уже сегодня не отказались бы от жабр и плавников, как у Кевина Костнера в Водном мире, но, к сожалению или к счастью, эволюция — штука долгосрочная, и за последние десять с лишним веков люди здесь еще не успели адаптироваться к полному существованию в воде.

Кроме шуток, очередное наводнение в Венеции — дело более чем серьезное, ведь целый город в ближайшем будущем может оказаться под водой. Причем, это место — не единственное, которому грозит полное исчезновение с лица Земли. НВ разбиралось, что и почему произошло в Венеции, как решить эту проблему и чем грозит нашей планете глобальное повышение уровня моря.

Рекордное наводнение

Reuters

Фото: Reuters

12, 13, 15 и 17 ноября в Венеции зафиксировали рекордные показатели уровня воды. Больше всего город затопило в начале прошлой недели, — поздно вечером 12 ноября вода поднялась на 187 сантиметров над уровнем моря. Это стало вторым в истории Венеции наводнением по высоте воды. Хуже было только в начале ноября 1966-го, когда вода поднялась на 194 сантиметра.

Примечательно, что впервые с начала ведения наблюдений за уровнем воды в городе в 1872 году, наводнение превысило отметку в 140 сантиметров четыре раза за одну неделю.

Под водой в шестой раз за последние 1200 лет оказался Собор Святого Марка или базилика Сан-Марко, который построили в начале IX столетия. Кроме этого, на один метр затопило самую низкую часть города и центральную площадь Венеции — Сан-Марко. В целом, более 80% города, который является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, оказалось под водой.

С наводнением связывают смерти как минимум двух людей, а местные власти заявили, что это самая сильная стихия за последние 147 лет, и ущерб от наводнения может составить около одного миллиарда долларов.

Как спасти Венецию?

MOSE

Фото: MOSE

Итальянские ученые считают, что с нынешними темпами повышения глобального уровня моря Венеция может полностью погрузиться под воду уже к 2100 году. Во избежание этого, в начале 2000-х в Венецианской лагуне начали реализацию проекта MOSE, на итальянском — Modulo Sperimentale Elettromeccanico (экспериментальный электромеханический модуль). Этот акроним означает итальянское имя Моисея — Mosè.

Власти планировали этот проект еще с конца 1980-х как часть плана по защите Венеции от наводнений, а в числе его подрядчиков выступили инженеры итальянской автомобильной компании FIAT.

MOSE предполагает сооружение системы мобильных плавучих шлюзов для защиты трех основных проливов в Венецианской лагуне. Металлические шлюзы, длиной от 20 до 30 метров, шириной 20 метров и толщиной пять метров, заполнены водой и установлены на укрепленном бетоном морском дне.

Когда уровень воды превышает 110 сантиметров, в шлюзы подают сжатый воздух, чтобы слить из них воду и поднять вертикально. Конструкция поднимается в верхнее положение за 30 минут и возвращается обратно за 15 минут. Всего планировалось установить 78 шлюзов: 41 в проливе Лидо-Сан-Николо, 19 в проливе Маламокко и 18 в проливе Кьоджа.

Проект MOSE достаточно сложный, поскольку он предусматривает, что шлюзы не будут вредить экосистеме лагуны, не изменят ландшафт местности и не помешают судоходству. Правда, защитники окружающей среды все равно выступали против строительства этих шлюзов, поскольку они считали, что искусственные сооружения негативно повлияют на флору и фауну итальянского побережья.

За последние 15 лет конструкцию несколько раз перепланировали, разные власти то сокращали то повышали бюджет проекта, и из-за этого окончательные сроки строительства срывались. Несколько лет назад руководители MOSE сообщили, что проект реализован на 85%. По последним данным, закончить установку всех шлюзов должны к 2022-му.

MOSE стал своего рода чемоданом без ручки для Венеции, поскольку на него потратили очень много времени и очень много денег — около $6,3 млрд. Судя по последнему наводнению, шлюзы все равно не могут предотвратить постоянные приливы воды и затопления города.

«Эта идея была с самого начала не самой эффективной, поскольку она никак не защищала лагуну от небольшого подъема воды. Каждые 10 см предполагали введение в действие сложной системы заграждений, которые должны были соответствовать уровню воды. Это означало, что шлюзы могли подниматься и опускаться 350 раз в день», — говорит океанограф Георг Умгиссер.

Даже если проект усовершенствуют и полностью закончат в ближайшие годы, — шлюзы будут эффективными только в пределах поднятия глобального уровня моря до 60 сантиметров. Это означает, что ближе к концу 21 века дорогая и многострадальная конструкция может оказаться бесполезной.

Защитники MOSE говорят, что разработчики этого проекта не учитывали серьезные климатические изменения, о глобальном влиянии которых начали говорить лишь в последнее десятилетие. По их мнению, строительство все равно нужно закончить, даже если шлюзы будут эффективными только ближайшие 30 лет.

Причины «высокой воды»

Google

Фото: Google

Достаточно зайти на Google Maps, чтобы понять, почему Венецию постоянно подтапливает. Город, расположенный на 118 островах Венецианской лагуны в Адриатическом море представлял из себя уникальную Венецианскую республику в Средние века.

Ровно через 60 лет после вхождения в состав Италии, в 1926-м к Венеции присоединили город Местре, который расположен на материковой части страны. Исторический центр Венеции по-прежнему находится на островах, а на материке построили венецианский морской порт, международный аэропорт Марко Поло, промышленные объекты и т. д.

В буквальном смысле построить город на воде оказалось невероятно красивой идеей. Инженеры продумали практически все: соорудили дома с фундаментом из деревянных свай, придумали транспортную систему благодаря гондолам и узким каналам, много раз все это перестраивали и укрепляли.

Но, как ни странно, по причине глобального повышения уровня моря и проседания грунта сегодня Венеция постепенно уходит под воду. Из-за постоянных наводнений в городе местные придумали специальный термин — acqua alta, что в переводе означает высокая вода.

Последняя acqua alta, которая может усугубиться в ближайшие дни, стала результатом сразу нескольких событий. Среди главных причин рекордного наводнения ученые называют сильный циклон, который обрушился на итальянское побережье Адриатического моря. Порывы ветра до 15 м/с, а также сильный дождь привели к рекордным наводнениям Венеции 12 ноября 2019-го. Вдобавок, на эту ночь пришлось полнолуние и очередной морской прилив из-за смещения гравитационного поля Земли.

Значительную роль сыграло загрязнение воды и историческая инфраструктура Венеции, которые привели к эрозии почвы. Как пишет исследователь ураганов Джефф Мастерс, 600 лет назад в городе изменили течения главных четырех рек таким образом, чтобы они впадали не в лагуну, а прямо в океан.

«Это сделали для того, чтобы осадочные породы не накапливались и не позволяли вражеским армиям приближаться к городу по суше. Без новых отложений, болота в лагуне постепенно размывались. Загрязнение воды также способствовало возникновению проблем с эрозией, поскольку это уничтожало зостеру [ред. — морская трава] - главный якорь соляных болот», — объясняет Мастерс.

По словам ученого, обратную роль сыграли и причалы, которые соорудили для сдерживания морской воды: искусственные ограждения препятствуют естественному потоку песка, который восстанавливает прибрежную линию в лагуне.

Ну и последним фактором является глобальное повышение уровня моря: согласно исследованию, которое несколько лет назад опубликовали ученые из Амстердамского свободного университета, за последние 100 лет уровень воды в Венеции поднялся на 25 сантиметров. Авторы работы считают, что как минимум половина от этой высоты — результат климатических изменений, вызванных человеком.

Кого еще затопит?

Pinterest

Фото: Pinterest

Глобальное потепление, из-за которого тают ледники и повышается уровень моря, сулит катастрофические последствия не только для Венеции. Ученые пишут, что глобальное поднятие уровня моря во многом зависит от того, с какой скоростью будут таять ледники Гренландии и Антарктики.

Очевидно, что от наводнений больше всего пострадают прибрежные линии на материках и островах. В Европе больше всего могут пострадать Дания, Нидерланды, Великобритания, в Северной Америке — побережья Канады и США.

Еще больше проблем может возникнуть в Азии, где во многих местах вблизи воды огромная плотность населения. Яркий пример — Бангладеш, где из-за глобального поднятия уровня моря свои дома могут потерять около 30 млн людей.

На недавнем Саммите лидеров стран Тихоокеанского региона свои опасения высказали лидеры небольших островных государств вроде Микронезии, Новой Каледонии, Фиджи, Кирибати, Французской Полинезии, Науру и др. В частности, премьер-министр Тувалу Энеле Сопоага и глава правительства Фиджи Фрэнк Мбаинимарама заявили, что они ждут более решительных действий со стороны международного сообщества, иначе — уже в следующем столетии их страны могут быть стерты с лица Земли.

«Вы заинтересованы в том, чтобы сохранить свою экономику, а я заинтересован в том, чтобы спасти своих людей», — заявил Сопоага в обращении к австралийским политикам, указывая на их пассивность в борьбе с глобальным потеплением и повышением уровня моря.

Несмотря на то, что Черное море является закрытой акваторией, грядущие климатические изменения могут уничтожить и часть прибрежных территорий Украины. Недавно эксперты Центра экологических инициатив «Экодия» подсчитали, что к концу текущего столетия затопления грозят почти трети Бердянска, пятой часть Феодосии, 17,1% Одессы, 13,4% Херсона, 10,4% Керчи, 8,9% Николаева и других городов.

Экодия
Фото: Экодия

В нашей стране от глобального потепления могут пострадать 34 города, 48 пгт и более 500 сел. Это грозит серьезными инфраструктурными потерями и настоящим ударом по экономике: в случае повышения уровня воды на один метр будут разрушены около 5,5 тыс. км дорог с твердым покрытием, 700 км линий электропередач, шесть железнодорожных вокзалов, 15 станций и 53 порта.

В украинской зоне затопления расположены военные базы, полигоны, свалки, очистные сооружения, кладбища и другие объекты, которые могут в разы усугубить экологическую ситуацию в стране. В опасности — Мариупольский металлургический комбинат Азовсталь, кислотные отстойники Крымского Титана и некоторые портовые нефтебазы.

Если вам кажется, что Венеция и Тихоокеанские государства слишком далеко от Украины, и климатические изменения не сильно повлияют на нашу страну, — у ученых для вас плохие новости.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Делитесь материалом




Радіо НВ
X