Человеком и не пахнет. Ученые назвали место с самым чистым воздухом на Земле

7 июня 2020, 07:00
Цей матеріал також доступний українською

Климатологи из Университета Колорадо исследовали, в каком регионе на поверхности Земли самый свежий воздух. Под критерием «свежести» ученые рассматривали состав атмосферы без частиц веществ, созданных деятельностью человека.

Пока часть Киева весной задыхалась от густого смога и пыли, ученые из Университета штата Колорадо выясняли, в каком месте не Земле находится самый свежий воздух.

Согласно результатам их исследования, которые опубликовали несколько недель назад в журнале Национальной академии наук США, наиболее чистая атмосфера на нашей планете досталась южным частям Тихого, Атлантического и Индийского океанов, которые окружают Антарктиду.

Американские климатологи проплыли от австралийского острова Тасмания к южным частям мирового океана вблизи Антарктиды, и измеряли количество частиц химических веществ, созданных деятельностью человека, в разных точках самой южной части Земли.

Ученые измерили состав нижнего слоя атмосферы, который простирается примерно на два километра вверх от поверхности океана.

Авторы исследования заявляют, что было сложно найти место на планете, в котором не заметна деятельность человека, но именно в водах вокруг Антарктиды воздух был чистым и свободным от аэрозольных частиц, созданных человеком.

«В летнем воздушном бактериальном составе в морском пограничном слое над Южным океаном, расположенным непосредственно к югу от Австралии, преобладают морские бактерии, выбрасываемые из морских брызг. Мы обнаружили, что воздушные бактерии были более распространены на севере, и намного меньше в направлении Антарктиды», — заключили ученые.

Несмотря на обнаружение рекордно чистого воздуха в Антарктиде, ранее исследователи заявляли, что в более высоких слоях атмосферы над этим регионом находится самая большая озоновая дыра на нашей планете.

Озоновой дырой называют значительное снижения уровня озона — голубого ядовитого газа, который имеет резкий запах и при сжижении превращается в жидкость сине-фиолетового цвета.

В атмосфере озон играет очень важную роль — этот слой защищает поверхность Земли от вредного ультрафиолетового излучения. Наибольшая концентрация природного озона расположена на высоте примерно 15−30 км над поверхностью Земли.

В конце 2019-го в NASA заявили, что озоновая дыра над Антарктидой сократилась до минимальных размеров, с тех пор как ее обнаружили в 1985-м, и теперь занимает площадь от от 20 млн до 25 млн квадратных километров.

Снижение концентрации озона над Антарктидой связывают с холодным воздухом в атмосфере, который приводит к скоплению облаков в одну массу, и позволяет вредным химическим веществам от промышленных источников проникать в озоновый слой и уничтожать его.

В середине 1980-х почти все страны в мире подписали Монреальский протокол, который предусматривает снижение вредных выбросов в атмосферу для сокращения озоновых дыр.

Однако, в прошлом году ученые из США заявляли, что промышленные предприятия в Китае продолжают выбрасывать в атмосферу вредные аэрозольные вещества, запрещенные Монреальским протоколом.