Затаите дыхание. Ученые опубликовали фото Вселенной в рентгеновском диапазоне

20 июня 2020, 11:00

После полугода наблюдений, немецкий телескоп eROSITA сделал фото Вселенной в рентгеновском диапазоне. На изображении зарегистрированы более одного миллиона объектов.

Ровно год назад с космодрома Байконур в Казахстане стартовала ракета-носитель Протон-М с обсерваторией Спектр-РГ на борту, которую российские ученые разрабатывали еще с 1980-х.

То из-за нехватки средств, то из-за других исследований, проект постоянно откладывали, но в июле 2019-го время Спектра, наконец, настало.

Несмотря на то, что запуск осуществила Россия, ключевой инструмент этой обсерватории — рентгеновский телескоп eROSITA — принадлежит немецкому Институту внеземной физики Макса Планка.

Вместе со вспомогательным российским телескопом ART-XC, Спектр-РГ является уникальной обсерваторией для анализа объектов в глубоком космосе. Главная задача Спектра — составление подробной карты Вселенной в рентгеновском диапазоне.

На днях руководители проекта eROSITA выполнили свою часть работы и опубликовали фото Вселенной в рентгеновском диапазоне.

На изображении запечатлены более миллиона космических объектов, которые испускают рентгеновское излучение, включая черные дыры, белые карлики и нейтронные звезды.

«Это фактически столько же, сколько было обнаружено за всю историю рентгеновской астрономии на протяжении 60 лет… Данные действительно потрясающие, и я думаю, что то, что мы здесь делаем, станет революцией в рентгеновской астрономии», — заявил автрофизик из Института внеземной физики Макса Планка Кирпал Нандра.

Для создания такого изображения ученые использовали проекцию Аитова, — картографический метод, который применяют в печати географических карт Земли.

По сути астрофизики развернули видимую нам часть неба в форму эллипса, поместив в середину галактику Млечный Путь, — ее можно заметить в форме темно-синей горизонтальной полоски.

СС

Фото: СС

Чтобы изображение было понятным — его «закодировали» различными цветами: синим пометили рентгеновское излучение с более высокой энергией, зеленым — с энергией среднего уровня, и красным — низкоэнергетический рентгеновский диапазон.

Основные источники рентгеновского излучения на этой карте — звезды с горячей и активной магнитной атмосферой. Зеленые и желтые цвета представляют горячий газ внутри и за пределами нашей галактики.

Ярко-желтые большие пятна на изображении — это остатки сверхновых, которые образовались от взорвавшихся звезд и выброса огромного количества вещества в космическое пространство.

Благодаря таким фотографиям ученые смогут детальнее изучить то, как зарождалась и формировалась Вселенная, а, самое главное, — найти подсказки в поисках темной материи.

Исследователи проекта eROSITA из Германии планируют обнаружить до 100 тыс. скоплений галактик с помощью своего телескопа.

Сейчас обсерватория Спектр-РГ находится в точке Лагранжа L2 системы Солнце — Земля на расстоянии примерно в 1,5 млн км от Земли. Телескопы пришлось отправлять так далеко, поскольку рентгеновское излучение поглощается атмосферой нашей планеты.

Обсерватория должна проработать всего 6,5 лет, — 4 года в режиме сканирования неба и 2,5 года в режиме наблюдений за отдельными объектами. За это время ученые получат комплексную информацию о развитии Вселенной, включая данные о ранее неизвестных скоплениях галактик, нейтронных звездах и черных дырах.

Данные из телескопа ART-XC будут полностью принадлежать российскому Институту космических исследований РАН, но вот более важные наблюдения рентгеновского телескопа eROSITA ученым из Германии и России придется разделить поровну.

Первые данные с телескопа eROSITA позволили обнаружить скрытые звезды в Млечном Пути и изменения в сверхновой, которая появилась более 30 лет назад.

«Это обсерватория мирового уровня. В своем классе она выполняет вот это требование — быть в десять раз лучше предыдущего в мире. Был немецкий спутник, который делал обзор неба в 1990-е, и с тех пор ничего подобного не было», — рассказал в интервью Meduza астрофизик Сергей Попов.