Детектив каменного века. Ученые обнаружили следы массового убийства времен неолита

13 мая 2019, 08:01
Цей матеріал також доступний українською

Исследователи изучили ДНК скелетов из братской могилы на юге Польши и пришли к выводу, что эти люди стали жертвами массового убийства.

Были найдены скелеты 15 женщин, детей и юношей - каждый из них был убит мощными ударами по голове. Тем не менее, их тела были аккуратно расположены рядом друг с другом, сообщает EurekAlert!.

Международная группа, состоящая из исследователей из университетов Копенгагена и Орхуса и Археологического музея в Познани, Польша, использовала профили ДНК, чтобы продемонстрировать, что массовое убийство было убийством большой семьи из трех поколений.

Используя геномный анализ, радиоуглеродное датирование, изотопный анализ и археологические данные, исследователи получили детальное представление об этом обществе каменного века и о бойне, которая произошла около 5000 лет назад.

"Анализируя древнюю ДНК скелетов, мы смогли составить карту семейных отношений погибших. Мы можем видеть, что матери лежат рядом со своими детьми и братьями бок о бок. Те, кто похоронил мертвых, хорошо их знали. Мы также видим, что большинство отцов из этой большой семьи отсутствуют в захоронении. Мы предполагаем, что они не были в поселении, когда произошла бойня, и что они вернулись позже, а затем похоронили свои семьи почтительно", - рассказал биолог Мортен Аллентофт из Копенгагенского университета.

"Мы не знаем, кто был ответственен за эту бойню. Но мы думаем, что это произошло 5000 лет назад, когда поздний неолитический период переходил в бронзовый век. В этот период европейские культуры сильно трансформировались в результате миграции ямной культуры с востока", - говорит археолог-генетик Копенгагенского университета Ханнес Шредер.

В связи с археологическими находками археолог Нильс Йоханнсен из Орхусского университета добавляет: "Мы знаем из других открытий, что насильственные конфликты разыгрывались между различными культурными группами в это время. Однако они никогда не были так четко задокументированы, как здесь. Помимо насилия и трагедии, наше исследование ясно демонстрирует, что единство семьи и забота означали много для этих людей, около 5000 лет назад, как в жизни, так и после смерти".

Ученые подчеркивают важность тесного сотрудничества между экспертами в области древней ДНК (аДНК), археологии, антропологии и изотопного анализа для раскрытия этой детективной истории, которая произошла 5000 лет назад.

Марзена Шмит, директор Археологического музея в Познани, подчеркнула, что совместная работа ученых позволила "значительно расширить наше понимание особенно бурного периода европейской предыстории".