Дело в генах. Ученые объяснили, как мозг обезьяны эволюционировал в человеческий

24 октября 2019, 15:12
Цей матеріал також доступний українською

Согласно новому исследованию, ключевыми эволюционными изменениями в мозге человека являются регуляторные механизмы ДНК, которые отвечают за экспрессию генов.

Человек считается самым разумным существом на планете, поскольку имеет наибольший мозг относительно размера тела, в сравнении с другими млекопитающими. После нас по этому показателю стоят капуцины, шимпанзе и дельфины.

Но, так было не всегда. Примерно шесть миллионов лет назад самыми умными были обезьяны, из которых эволюционировал homo sapiens. Недавно биологи из Кембриджа провели исследование и проанализировали, какие именно эволюционные процессы превратили мозг обезьяны в мозг человека и сделали нас умнейшими на Земле.

Ученые исследовали активные мозги четырех приматов, — человека, шимпанзе, орангутанга и макаки. Конечно, эксперименты проводили не на живых существах, а создали органоиды (искусственные уменьшенные копии) мозга этих млекопитающих с помощью их настоящих клеток.

Ранее биологи знали, что только 1,5% ДНК человека состоит из генов, которые кодируют белки и определяют структуру и функции клеток организма. Поэтому, ученым пришлось анализировать большую часть остальной структуры ДНК человека и искать в ней отличия от ДНК менее развитых приматов.

Оказалось, что главные изменения в мозге обезьян и человека произошли не из-за появления новых генов, а из-за того, что в процессе эволюции появилось больше времени для работы этих генов, а также увеличился показатель их экспрессии. Экспрессия генов — это процесс, во время которого наследственная информация гена формирует рибонуклеиновую кислоту и белок.

Во-первых, процесс формирования мозга у плода человека занимает больше времени, чем у других приматов. Из-за этого, создается больше клеток и нейронных связей, что приводит к большему объему мозга человека в целом.

Во-вторых, что самое важное, ученые обнаружили новые регуляторные механизмы в ДНК человека, которые отвечают за экспрессию генов: более 60% из проанализированных генов вели себя по-другому именно в клетках органоида человеческого мозга.

«Это исследование важно не только для понимания того, что делает нас людьми, но и для выяснения того, как могут возникать определенные расстройства в организме человека. Несколько исследований показали, что мутации в областях ДНК со специфическими для человека изменениями связаны с нарушениями развития нервной системы», — пишут авторы открытия.