Что это было? Ученые зафиксировали ярчайшую вспышку на черной дыре в нашей галактике

16 сентября 2019, 13:30
Цей матеріал також доступний українською

Астрономы из США заметили, что черная дыра Стрелец А*, которая расположена в центре нашей галактики, засветилась в 75 раз ярче, чем обычно. Ученые пока не знают, с чем это связано.

Как уже писало НВ, в прошлом месяце в Astrophysical Journal Letters опубликовали исследование, согласно которому группа астрономов засекла ярчайшие вспышки сверхмассивной черной дыры Стрелец А* в центре Млечного Пути. Эта черная дыра является ближайшей к нашей Солнечной системе, и расстояние к ней составляет примерно 26 тыс. световых лет.

Несмотря на то, что огромное количество пыли преграждает земным телескопам вид на Стрелец А*, за несколько ночей в апреле и мае 2019-го астрономы зафиксировали на этой черной дыре самые яркие вспышки в истории наблюдений. Ученые обязаны своим открытием группе телескопов VLT в чилийской пустыне Атакама и обсерватории Кека на Гавайских островах.

Примечательно, что ближайшая к нам черная дыра является относительно спокойной, и ученым до сих пор непонятно, что именно стало причиной такой необычной вспышки. Вероятно, подобно вспышкам на Солнце, черные дыры также испускают радиоактивные волны энергии, которые и могли стать причиной ярких вспышек прошлой весной. Но, проблема в том, что пока не существует технологий, которые позволили бы нам заметить эти радиоактивные волны.

Ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA) предполагают, что источниками радиации, которая доступна для наблюдения на Земле, могли быть дополнительные небесные тела вокруг черной дыры. К примеру, если бы вокруг Стрелец А* увеличилось количество космических объектов — увеличилось бы и количество радиации, которая производится из-за гравитационного воздействия черной дыры на эти объекты.

Эта версия предусматривает, что вспышки могли появиться из-за звезды-газового облака S0−2, которая слишком близко приблизилась к Стрельцу А*, пока черная дыра не начала ее поглощать. «Когда S0−2 прошла вблизи черной дыры в прошлом году, она начала поглощать больше газа, чем и обусловлены изменения в ее внешнем виде», — говорит астроном Туан До из UCLA.

Исследователи говорят, что такое событие произошло впервые за всю историю наблюдений за сверхмассивными черными дырами. Чтобы узнать, что это было на самом деле им необходимо получить больше данных в других диапазонах частот телескопов.