Космический тяжеловес. Астрономы нашли черную дыру, которая в 40 млрд раз тяжелее Солнца

6 августа 2019, 20:00

Группа ученых обнаружила рекордную по весу черную дыру. В нашей галактике такая черная дыра могла бы поглотить всю Солнечную систему.

В начале лета 2019-го представители Университета Западного Онтарио опубликовали исследование, согласно которому появление сверхмассивных черных дыр не связано со смертью звезд.

Астрофизики Шантану Басу и Арпан Дас предположили, что известные нам сверхмассивные черные дыры могли появиться не из-за смерти звезд, а сами собой, на этапах раннего развития Вселенной. Басу и Дас считают, что гигантские черные дыры создавались «очень быстро в течение очень коротких промежутков времени», после чего их формирование прекратилось.

Если теория ученых из США подтвердится — им придется объяснить, как могла сформироваться рекордная по размерам черная дыра, которую недавно обнаружила группа ученых под руководством астронома из Института внеземной физики Макса Планка.

Как передает Science Alert, на расстоянии около 700 млн световых лет от Солнца, в центре одной из галактик созвездия Кита, специалисты нашли сверхмассивную черную дыру, которая в 40 млрд раз тяжелее Солнца.

Черную дыру назвали Холм 15А, в честь ее материнской галактики — Хольмберг 15A. Обнаруженный космический объект является самой большой черной дырой из когда-либо найденных с помощью отслеживания движения звезд вокруг нее.

Ранее ученые предполагали, что Холм 15А весит в 310 млрд раз больше Солнца. Но, в новом исследовании ученые проанализировали движение звезд вокруг этой черной дыры с помощью спектрографа с интегральным полем, который установлен в комплексе телескопов VLT в чилийской пустыне Атакама.

Несмотря на то, что авторы открытия называют Холм 15А самой тяжелой черной дырой в обозримой нам Вселенной, — ранее астрономы нашли еще одну черную дыру, которая может быть тяжелее. Так называемая TON 618 находится в созвездии Гончих Псов на расстоянии более 10 млрд световых лет от нас, и, согласно косвенным измерениям, она весит в 66 млрд больше чем Солнце.

Тем не менее, обнаруженная Холм 15А настолько большая, что ее горизонт событий может поглотить орбиты всех планет в Солнечной системе, и даже больше.

Учитывая массу новой сверхмассивной черной дыры, астрономы подсчитали, что радиус ее горизонта событий может составлять около 790 астрономических единиц. К сравнению, расстояние от Земли до края Солнечной системы составляет 50 астрономических единиц или 7,5 млрд км.

«Холм 15А является самой большой черной дырой на сегодняшний день, а также его масса в четыре-девять раз больше, чем ранее предполагалось, когда мы учитывали только звездную массу галактики и дисперсию звездных скоростей», — пишут авторы исследования.

Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Ученые предполагают, что сверхмассивная черная дыра Холм 15А могла образоваться в результате столкновения галактик раннего типа, в центрах которых было немного звезд. Вероятно, масса черных дыр в таких галактиках является обратно пропорциональной яркости центральной звездной поверхности и плотности массы галактики.

Сейчас авторы исследования продолжают изучать Холм 15А, пытаясь определить как именно появилась эта черная дыра. В перспективе ученые могут узнать, сколько еще таких тяжелых черных дыр существует в известной нам Вселенной.