Ученые обнаружили очень редкую черную дыру, которая поможет раскрыть секреты этих космических объектов

8 апреля 2021, 07:03
NV Премиум

До сих пор ученые не находили ни одной черной дыры промежуточного размера. Австралийские астрофизики могут войти в историю как первые ученые, которые все-таки смогут это сделать.

Сейчас ученые знают лишь о сверхмассивных черных дырах (во много миллионов раз больше массы нашего Солнца) и о черных дырах звездной массы («всего лишь» в несколько раз больше массы нашего Солнца), которые обычно образуются после коллапса одиночной массивной звезды. Черная дыра средней массы — недостающее звено в нашем космологическом каталоге, которое остается пока что только теорией. Но именно такое тело может помочь ученым понять, почему сверхмассивные черные дыры становятся настолько большими. Они такие с самого зарождения или это большое количество меньших черных дыр, которые сформировались в единую материю?

У астрофизиков есть несколько гипотез, где можно искать черные дыры промежуточной массы, а за последние несколько лет у них даже появилось несколько кандидатов. Команда австралийских ученых представила первый вариант «средней» черной дыры, обнаруженный с помощью гамма-излучения. Причем этот сигнал не новый — Комптоновская гамма-обсерватория получила его еще в 1995 году — лишь сейчас его проанализировали с целью поиска источника излучений.

Обычно черные дыры находят совсем по-другому — сверхмассивные черные дыры притягивают к себе столько ярких объектов, что их относительно легко можно найти при помощи телескопов, а черные дыры звездных масс можно обнаружить вращающимися вокруг звезд. Проблема со средними черными дырами в том, что они обычно «остаются в тени».