Переворот в физике. Оказывается, у черных дыр могут быть «волосы» — это открытие может решить фундаментальный конфликт науки

18 февраля 2021, 20:03

Большинство современных ученых уверены в правдивости теоремы об отсутствии волос у черных дыр, но новые исследования показывают, что это может быть неправдой. НВ объясняет, что это за теорема и почему ее разрешение может оказать решающее влияние на будущее нашей науки.

Теорема об отсутствии волос утверждает, что черные дыры могут иметь всего три характеристики — массу, угловой момент (спин) и электрический заряд. Если эти значения сходятся, то эти черные дыры можно называть близнецами — наблюдатель не сможет отличить их друг от друга даже если они будут образованы совершенно разными способами. До сих пор нет строгого математического доказательства общей теоремы об отсутствии волос, поэтому математики называют ее гипотезой.

В последние годы ученые все чаще подвергают сомнению правдивость теоремы, пишет Quanta Magazine. В 2012 году математик Стефанос Аретакис предположил, что некоторые черные дыры могут иметь нестабильность на горизонте событий. Эти нестабильности фактически придали бы некоторым областям горизонта черной дыры более сильное гравитационное притяжение, чем другим. Это сделало бы идентичные черные дыры различимыми, и именно эти нестабильности можно было бы назвать «волосами» черных дыр.

Но его расчеты показали что это возможно только для так называемых экстремальных черных дыр — тех, которые имеют максимально возможное значение для их массы, спина или заряда. Пол Чеслер, физик-теоретик Гарвардского университета, уверен, что они не могут существовать даже в теории.

Новое исследование, опубликованное в журнале Physical Review, утверждает, что расчеты Аретакиса все-таки можно применить в реальной жизни и для этого не нужно существования «теоретически невозможных» экстремальных черных дыр — достаточно обратить внимание на черные дыры Керра.