Мы были уверены, что полностью изучили первую обнаруженную черную дыру. Новые исследования говорят, что мы ошибались

22 февраля 2021, 20:03

Астрономы заново изучили первую изведанную человечеством черную дыру Лебедь Х-1. И с удивлением обнаружили, что она в два раза больше, чем предполагалось ранее.

Лебедь Х-1 была обнаружена в 1964 году — поначалу это просто считалось рентгеновским излучением в созвездии Лебедя. Со временем статус этого излучения стал предметом спора между астрофизиками Стивеном Хокингом и Кипом Торном: первый ставил на то, что Лебедь X-1 не является черной дырой, и в 1990 году признал свое поражение, когда были полученные новые данные наблюдений.

В итоге Лебедь Х-1 стал одной из наиболее изученных черных дыр в небе: считалось, что объект находится на расстоянии около 6070 световых лет от Земли, масса черной дыры в 14,8 больше массы Солнца, а рядом с ней находится синий сверхгигант HDE 226868 размером в 24 солнечных массы.

Как оказалось, все это время ученые ошибались. Команда исследователей провела новые наблюдения при помощи системы радиотелескопов и пришла к выводу, что на самом деле Лебедь Х-1 находится гораздо дальше, чем считалось ранее. А это, в свою очередь, означает, что все связанные с черной дырой объекты (как и сама черная дыра) значительно крупнее. Результаты своей работы они опубликовали в журнале Science.