Тысячелетняя кухня. Ученые определили, чем питались древние охотники-собиратели

26 апреля 2020, 11:18
Автор: Артур Заёнц

Группа ученых проанализировала остатки посуды древних балтийских племен. Оказывается, собиратели готовили не только из доступных продуктов, но и учитывали кулинарные традиции племени.

Анализ фрагментов древней керамики показал, что группы охотников-собирателей, жившие в районе Прибалтики в период 7,5 — 6 тыс. лет назад, имели совершенно разные кулинарные традиции.

Международная группа экпертов проанализировала более 500 различных видов посуды древних племен из 60 археологических памятников по всему Балтийскому региону.

В результатах исследования, которые опубликовали представители Британского музея Йоркского университета и Центра балтийской и скандинавской археологии в Германии указано, что для анализа фрагментов керамики использовались молекулярные и изотопные методы.

Ученые обнаружили серьезные отличия в гастрономических предпочтениях и кулинарной практике между разными группами. Даже в тех областях, которые находились недалеко друг от друга.

В сосудах из керамики, которые использовались для хранения и приготовления пищи, эксперты нашли остатки морской рыбы, тюленей, бобров, кабанов, медведей, оленей, лесных орехов, пресноводных рыб и растений.

Полученные данные свидетельствуют о том, что кулинарные вкусы древних людей объясняют не только доступность продуктов питания в среде их обитания, — влиять на это могли как культурные традиции, так и привычки.

«Раньше ученых удивляло, что охотники-собиратели для хранения, обработки и приготовления пищи использовали тяжелые керамические сосуды, которые кажутся несовместимыми с кочевым образом жизни», — говорит автор исследования, доктор Гарри Робсон из департамента археологии в Университете Йорка.

По его словам, в своей работе ученые пытались выяснить, как древние люди использовали керамику, но обнаружили взамен широкое разнообразие блюд и кулинарных традиций в разных группах охотников-собирателей.

Также исследователи подтвердили наличие молочных продуктов в некоторых гончарных сосудах. Это дало основание предположить, что у некоторых групп были прототипы ранних ферм, которые и помогали им добывать молоко.

По мнению доктора Робсона, благодаря этому открытию можно предположить, что некоторые племена от своего образа жизни охотников-собирателей перешли к раннему фермерству.

Эксперт не исключает, что молочные продукты добывались просто путем обмена с соседскими фермерами или же простого грабежа.

Соавтор исследования, доктор Бландин Коурл из Британского музея говорит, что несмотря на примерно однородный растительный и животный мир вокруг бассейна Балтийского моря, группы охотников-собирателей использовали керамику для приготовления совершенно разных блюд.

Ранее НВ писал, что древняя нить помогла ученым исследовать подробности жизни неандертальцев.

Антропологи из США подтвердили, что первобытные люди делали из волокон коры нити, которые можно было использовать для изготовления одежды, сетей и других предметов.

Поскольку найденная нить была сплетена из нескольких волокон, ученые предположили, что у неандертальцев было базовое понимание чисел.