Кто нам сигналит? Астрономы зафиксировали новые быстрые радиовсплески с окраин Вселенной

4 мая 2020, 11:38

Китайские астрономы недавно обнаружили новые быстрые радиовсплески FBR, которые рассматриваются некоторыми как загадочные сигналы из глубин Вселенной.

Открытие сделала международная группа, возглавляемая научными сотрудниками Национальной астрономической обсерватории при Академии наук Китая при помощи крупнейшего в мире радиотелескопа FAST (Five hundred meter Aperture Spherical Telescope).

Быстрые радиовсплески — это одиночный импульс огромной яркости и длительностью в миллисекунды.

Используя свой собственный метод поиска, научный сотрудник Национальной астрономической обсерватории Чжу Вэйвэй нашел в данных наблюдений FAST информацию об источнике одиночного импульса под кодовым названием FBR 181 123.

«Открытие демонстрирует уникальные преимущества FAST в открытиях быстрых радиовсплесков», — отметил научный руководитель проекта телескопа, соавтор статьи Ли Ди.

По его словам, FAST может обнаружить еще больше таких радиовсплесков и проведет дальнейшие наблюдения, что позволит пролить свет на их происхождение.

Таинственные радиосигналы, получившие название «быстрые радиовсплески», были впервые зафиксированы в 2007 году группой астрофизиков из Университета Западной Вирджинии под руководством Дункана Латимера.

Они представляют собой очень короткие — несколько миллисекунд — радиоимпульсы неизвестного происхождения. Энергия этих всплесков колоссальна — по некоторым подсчетам, она эквивалентна количеству энергии, которое Солнце производит за несколько десятков тысяч лет.

Первый такой «всплеск» зафиксировали астрофизики из университета Западной Вирджинии. По их расчетам, сигнал был получен от объекта расположенного за Малым Магеллановым облаком на расстоянии примерно 1 гигапарсек (около 3 млрд световых лет) от Земли.

Среди самых популярных гипотез, объясняющих происхождение «быстрых радиовсплесков», — столкновение нейтронных звезд, необычные пульсары, «испарение» черной дыры, необычная активность звезд. Однако, некоторые исследователи уверены, что сигналы приходят в определенной последовательности, которая исключает их случайное происхождение.

Добавим, телескоп FAST расположен в глубокой карстовой впадине в провинции Гуйчжоу на юго-западе Китая. Оборудование было построено в 2016 году и введено в регулярную эксплуатацию в начале 2020 года. Тем не менее, при тестах в 2019 году китайские астрономы также обнаружили новые многократные быстрые радиовсплески (FRB). Источник сигналов находится на расстоянии около 3 млрд световых лет от Земли.