Необычно. В атмосфере двух экзопланет обнаружен самый тяжелый элемент

14 октября, 10:52
Дождь из жидкого железа на одной из планет — иллюстрация художника (Фото:М. Корнмессер/Европейская южная обсерватория)

Барий, считающийся самым тяжелым известным элементом, найден в атмосфере горячих газовых гигантов WASP-76b и WASP-121b. Астрономы не понимают, как он мог оказаться в верхних слоях.

Использовав телескоп Европейской южной обсерватории, исследователи обнаружили барий в верхних слоях двух больших экзопланет. Каждая из них по размеру сопоставима с Юпитером и имеет температуру поверхности около 1000 °C.

Находятся WASP-76b и WASP-121b в разных созвездиях. Первая — в созвездии Рыб в 640 световых годах от Земли, а вторая — Кормы, в 855 световых годах от нашей планеты.

Обнаружение бария в их атмосферах немало удивило ученых. Этот тяжелый элемент, имеющий массу, в два с половиной раза превышающую массу железа, не должен находиться так высоко.

«Наличие в верхних слоях атмосферы этих планет бария загадочно и нелогично» — констатирует ведущий автор исследования Томас Азеведо Силва, докторант Университета Порту и Института астрофизики и космических наук в Португалии.

Ученые предполагали, что климат на обоих экзопланетах экстремален. Считалось что на WASP-76b с неба идет дождь из жидкого железа, а на WASP-121b образуются металлические облака и жидкие драгоценные камни.

Находка ставит под сомнение то, что ученые знали об этих двух экзопланетах. Исследователи полагают, что температура их поверхности еще выше, чем считали ранее, что сделало возможным подобный состав атмосферы.