Что ты такое? Астрономы обнаружили загадочный объект из пыли, который вращается вокруг звезды

4 января, 12:50
Цей матеріал також доступний українською
Перекрестие отмечает местоположение объекта. Изменения света от этого объекта вызваны вращающимся телом из пыли (Фото:Powell et al., 2021)

Спутник для исследования транзитных экзопланет TESS обнаружил загадочный переменный объект, который назвали TIC 400799224.

Астрономы пришли к выводу, что таинственные периодические изменения света от этого объекта вызваны вращающимся телом, которое периодически испускает облака пыли.

Астроном из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (CfA) Карен Коллинз была членом большой группы, которая обнаружила загадочный переменный объект TIC 400799224. Они провели поиск, используя вычислительные инструменты на основе машинного обучения. Ранее этот метод обнаруживал, например, распадающиеся планеты и тела, испускающие пыль.

Необычный источник TIC 400799224 был случайно обнаружен из-за его быстрого падения яркости почти на 25% всего за несколько часов, за которым последовало несколько резких изменений яркости, каждое из которых можно было интерпретировать как затмение.

Астрономы изучали TIC 400799224 с помощью различных устройств, в том числе тех, которые занимались картированием неба дольше, чем работает TESS. Они обнаружили, что объект, вероятно, является двойной звездной системой, и что одна из звезд пульсирует с периодом 19,77 дня, вероятно, от вращающегося тела, которое периодически испускает облака пыли, которые покрывают звезду.

Читайте также: Наша красавица. 5 лучших фото Вселенной, сделанных телескопами

Но несмотря на строгую периодичность, покрытые пылью звезды изменчивы по своей форме, глубине и продолжительности, и их можно обнаружить (по крайней мере, с земли) только примерно в одной трети времени или меньше.

Сама природа орбитального тела вызывает недоумение, потому что количество выделяемой пыли очень велико. Если бы он возник в результате распада такого объекта, как астероид Церера, в нашей Солнечной системе, он бы существовал всего около восьми тысяч лет.

Команда планирует продолжить наблюдение за объектом и включить исторические наблюдения за небом, чтобы попытаться определить его изменения на протяжении многих десятилетий.

Добавим, спутник для исследования транзитных экзопланет, TESS, был запущен в 2018 году с целью обнаружения малых планет вокруг ближайших к Солнцу звезд. На данный момент TESS обнаружил 172 подтвержденные экзопланеты и составил список из 4703 экзопланет-кандидатов. Его чувствительная камера делает изображения, охватывающие огромное поле зрения, более чем в два раза превышающее площадь созвездия Ориона.

Ранее НВ писал, что NASA неожиданно удалось продлить время работы телескопа Джеймса Уэбба. После подробного анализа того, где сейчас находится космический телескоп, в NASA решили, что у обсерватории хватит топлива, чтобы проработать значительно больше 10 лет.

Официально срок службы аппарата был рассчитан на 5−7 лет, инженеры миссии надеялись на 10 лет, но при старте удалось сэкономить топливо, отметили в NASA.

Объявленный срок «значительно более 10 лет» связан с двумя факторами. Первый — точность запуска ракеты Ariane 5 25 декабря, которая, по мнению экспертов, превышает требования, необходимые для того, чтобы направить телескоп по правильной траектории.

Второй фактор связан с первым: из-за точности запуска первые два корректирующих маневра потребовали значительно меньше топлива, чем ожидалось. Первое исправление курса было 65-минутным, примерно через 12,5 часов после запуска. Хотя 65 минут звучат как долгое время, инженеры планировали работу двигателей продолжительностью до 3 часов.