Американские ученые узнали интригующую деталь о древних жителях Анд

30 декабря 2022, 14:00
Перуанцы красили черепа умерших в красный цвет (Фото:Коллин О’Ши, Музей изящных искусств Сан-Франциско)

Согласно исследованию группы археологов и антропологов, древние перуанцы красили останки своих предков в красный цвет. Пока неизвестно, зачем это делалось.

В ходе исследования команда ученых проанализировала сотни человеческих останков, найденных в долине Чинча на юге Перу. Изученные ими кости, датируемые периодом между 1000 и 1825 годами, были обнаружены в более чем 100 чульпах — больших погребальных сооружениях.

Исследователи обнаружили, что использовались разные виды красной краски и что после смерти красили только останки определенных людей.

Они взяли образцы красной краски с 38 различных артефактов и костей, 25 из которых были человеческими черепами. Используя три научных метода: рентгеновскую порошковую дифракцию, рентгенофлуоресцентную спектрометрию и лазерную абляцию ICP-MS, они определили состав красных пигментов.

Красная краска на 24 образцах была получена из охры на основе железа, еще на 13 — из киновари на основе ртути, а один представлял собой комбинацию этих двух. Дальнейший химический анализ показал, что киноварь была привезена за сотни миль, а железо, вероятно, поступило из местных источников.

По словам авторов исследования, эти различия могут объясняться элитарностью некоторых погребенных лиц. Для них, по мнению ученых, мог использоваться привозной пигмент.

Большинство особей, кости которых были окрашены, оказались взрослыми мужчинами. Однако иногда раскрашивались также кости женщин и детей.

Также команда выяснила, что краску наносили пальцами.

«Рисование пальцами имело решающее значение для установления близких отношений между живыми и мертвыми, — пишут ученые. — Красный пигмент сам по себе намекает на это, а также на социальные различия между покойными».

Также они обращают внимание на размещение останков.

«Некоторые раскрашенные кости, особенно черепа, были удалены и помещены над другими могилами, предположительно для защиты мертвых», — пишут исследователи.

Объединив теории, основанные на андских концепциях смерти, с научным анализом раскрашенных скелетов, они также предполагают, что красные останки могли быть помещены в чульпы местными жителями после того, как погребения были осквернены завоевателями.

Другие ученые, не участвовавшие в исследовании, считают, что подобный ритуал был призван защитить кости похороненных людей от неких мистических сил.