«Похоже на велосипедистов». Биофизики обнаружили странную особенность движения сперматозоидов

23 сентября, 14:29
Сперматозоиды движутся к яйцеклетке группами (Фото:unsplash)

Исследуя процесс оплодотворения коровьей яйцеклетки, американские ученые отметили, что сперматозоиды двигаются не поодиночке, как считалось ранее, а небольшими группами. Они сравнили это с велосипедистами в пелотоне.

Группа исследователей из Университета Северной Каролины под предводительством Чи-Куан Тунга, тайваньского биофизика, создала макет коровьей репродуктивной системы.

Ученые решили изучить движение сперматозоидов к яйцеклетке и обнаружили, что мужские половые клетки предпочитают продвигаться к цели небольшими группами. Это заинтересовало исследователей, поэтому они расширили эксперимент, изменяя среды и количество сперматозоидов, помещаемых в них за один раз.

Выяснилось, что мужские половые клетки двигаются группами к женской в более вязкой среде, похожей на цервикальную слизь в шейке матки коровы. Попадая в жидкую среду, группы распадаются и сперматозоиды двигаются поодиночке.

Исследователи считают, что перемещение в группе позволяет клеткам эффективнее предолевать сопротивление среды. В это время в соревновании сперматозоидов нет безусловного лидера — он появится гораздо позже, при попадании в маточную трубу.

«Группы были очень динамичными: отдельные сперматозоиды регулярно присоединялись к своему кластеру и покидали его, — пишет Танг. — Такое расположение напоминает то, как велосипедисты едут вместе в пелотоне и они сталкиваются с меньшим сопротивлением воздуха.»

В будущем команда ученых планирует использовать свои наблюдения для изучения необъяснимых случаев бесплодия. Танг считает, что они могут быть связаны с недостаточной или избыточной вязкостью цервикальной слизи.