Эпоха кредиторов. Как отличить коллекторов от мошенников и чем отвечать на их угрозы

28 октября 2020, 08:00
Спецпроект
Как отличить коллекторов от мошенников и чем отвечать на их угрозы (Фото:depositphotos)

Как отличить коллекторов от мошенников и чем отвечать на их угрозы (Фото:depositphotos)

Последние несколько лет в Украине стали чрезвычайно популярными микрозаймы и различные услуги кредитования, чем пользуются мошенники и вымогают деньги с людей, маскируясь под коллекторов Рассказываем, как правильно общаться с вымогателями, как реагировать на угрозы и что делать, если псевдоколлекторы продолжают требовать от вас отдать несуществующие долги.

В совместном проекте Киевстар и НВ мы рассказываем о том, как защититься от коллекторов, которые требуют от вас чужие долги, что делать, если вы попали на мошенников-вымогателей и куда обращаться, если вам угрожают.

Видео дня

«Киевстар подписал Меморандум о сотрудничестве с Национальным Банком Украины с целью повышения уровня кибергигиены среди пользователей финансовых инструментов — от банкоматов, до программных разработок и приложений. Достижение такой же цели мы преследуем в проекте #ШахрайГудбай. Как крупнейшему телеком оператору, разработчику финансовых сервисов и продуктов, нам очень важно сделать все возможное для защиты абонентов от кибермошенников. И как социально ответственная компания мы считаем своим долгом делиться знаниями и опытом в направлении предотвращения мошенничества с украинцами», — комментирует директор по кибербезопасности Киевстар Юрий Прокопенко.

Телеком оператор призывает всех абонентов внимательно относиться к подозрительным предложениям и, если нужно, уточнять всю информацию, позвонив в круглосуточные информационно-сервисные службы по телефону 0800300466.

Предпосылки к мошенничеству или почему важен проект #ШахрайГудбай.

Финансовые эксперты сообщают, что за последние 2−3 года в Украине значительно выросло количество компаний, которые предоставляют услуги микрокредитования. Это объясняется повышенным спросом значительной части общества на получение небольших сумм денег в заем сроком на несколько недель или несколько месяцев.

Одним из побочных эффектов распространения микрокредитования стала популярность коллекторских агентств, услугами которых пользуются банки и всевозможные финансовые организации.

depositphotos
Фото: depositphotos

Учитывая низкий уровень защиты персональных данных людей в нашей стране, а также легкий доступ к контактной информации практически любого пользователя мобильных устройств, деятельность якобы легальных коллекторских служб часто выходит за рамки допустимого.

Сегодня от знакомых и близких все чаще можно услышать о постоянных звонках мошенников, представляющихся коллекторами, которые требуют отдать долги неизвестных вам людей, буквально вымогают погасить чужие задолженности и даже угрожают публикацией фейковой информации о невиновных пользователях.

Во многих случаях под коллекторами маскируются обычные мошенники, и предлагают погасить всю стоимость долга за небольшой взнос, надеясь на то, что их жертвы запаникуют.

Ранее мы говорили о различных методах социальной инженерии и том, как защититься от телефонных мошенников. На этот раз разберемся в похожих схемах вымогания денег от псевдоколлекторов и расскажем, как реагировать на угрозы и требования отдать чужие долги.

Кто такие коллекторы?

Коллекторы (c англ. collect — взимать, собирать, получать) — представители организаций, которые собирают долги с заемщиков банков или финансовых компаний. В большинстве случаев банки и упомянутые выше микрокредиторы продают долги недобросовестных заемщиков коллекторским агентствам.

Стоит учесть, что в украинском законодательстве не существует понятия «коллектор», и все подобные фирмы именуют как «факторинговые финансовые компании». Такие компании могут выкупать у банков долги заемщиков всего за несколько процентов от полной суммы кредита или займа. После этого так называемые коллекторы становятся владельцами долга и начинают связываться со всеми, кто причастен к заемщику и различными методами требуют отдать деньги.

Зачем мне знать о коллекторах, если у меня нет долгов?

Оформляя кредит, банки и финансовые компании требуют от заемщика указывать контакты поручителей, — как правило, близких людей, друзей, коллег или родственников, которые также будут отвечать за выплату долга.

depositphotos
Фото: depositphotos

Но, проблема в том, что некачественные финансовые компании, в особенности микрокредитные организации, часто не подписывают никаких документов с поручителем и даже не проверяют контакты. И это — прямое нарушение законодательства Украины.

Из-за такого нарушения жертвой вымогательства и незаконных действий коллекторов может стать абсолютно любой человек. По данным НБУ, только в июле 2020-го представители нацбанка Украины получили более 500 жалоб на деятельность коллекторов.

Кроме того, в нашей стране процветает и работа псевдоколлекторов, которые используют полностью незаконные методы, но также могут быть зарегистрированы как факторинговые компании. Мошенники используют базы данных банков или выкупают контакты заемщиков у микрокредиторов, а затем вымогают деньги у поручителей, которые не имеют никакого отношения к долгу.

Как распознать незаконных коллекторов?

Получив контактную информацию о любых заемщиках и должниках, мошеннические коллекторские организации начинают серию звонков, которые имеют характерные черты. Выделим несколько из них:

  • чаще всего звонят рано утром или поздней ночью. Это позволяет застать человека врасплох и навязать ему идею о том, что он действительно является поручителем одного из своих знакомых;
  • большинство представителей незаконных коллекторских организаций общаются с людьми в агрессивной и хамской форме. Зачастую звучат вопросы «Когда будут деньги?», «Что с долгом?», «Почему не возвращаем долги?» и т. д.;
  • злоумышленники пытаются сыграть на том, что они «знают о вас все». Получив номер телефона и паспортные данные пользователя, незаконные коллекторы могут проверить информацию о вас в соцсетях и в телефонном разговоре называть имена ваших родственников и друзей, место жительства, номера авто, модель смартфона и любые данные, которые они раздобыли;
  • крайний метод коллекторов — угрозы. Зная имена родственников и друзей, мошенники могут угрожать распространением фейковой информации о них в соцсетях. К примеру, угрожать объявлением «сбора денег на лечение после группового изнасилования». Такие абсурдные и низкие методы часто оказываются эффективными и люди могут отправлять мошенникам деньги, чтобы их просто оставили в покое;
  • также мошенники применяют спам-рассылку сообщений, и могут периодически напоминать о себе, чередуя серии звонков с небольшими периодами «затишья».

Помните, что все вышеперечисленные методы незаконные, и применение к вам любого из них является поводом для обращения в правоохранительные органы.

depositphotos
Фото: depositphotos

Как защититься от коллекторов-мошенников?

«Если вы лично не давали разрешение на использование вашего телефона — финансовая компания и коллекторы нарушают законодательство. Если коллектор угрожает — он нарушает законодательство», — указано на сайте НБУ.

Ключевой аргумент во взаимодействии со злоумышленниками и вымогателями заключается в том, что закон на вашей стороне. При грамотном общении с подобными коллекторами вы легко дадите им понять, что вы — не их клиент.

Рассмотрим несколько основных правил для общения с псевдоколлекторами.

1. Выясните, кто конкретно и по какому поводу звонит. Попросите собеседника назвать организацию, которую он представляет, а также уточнить личность человека, который указал вас поручителем. В некоторых случаях объяснение того, что вы не знаете должника, а ваш номер указали незаконно может помочь в решении ситуации.

2. Если мошенник не принимает эти аргументы и продолжает требовать выплатить долг — попросите его прислать вам документ, который дает ему право общаться с вами от имени банка или кредитора. В случае с мошенниками это законное и логичное требование может ввести их в ступор.

3. Оперируйте законодательной базой. Называя законы, которые нарушает собеседник при общении с вами, вы сразу же отсекаете тех коллекторов и мошенников, которые ориентируются на неопытного пользователя. В случае угроз, вымогательства и использования номера телефона без вашего ведома стоит ссылаться на статьи 3, 21, 22 и 32 Конституции Украины, статьи 3, 291, 301, 302 Гражданского кодекса Украины и статью 182 Криминального кодекса Украины.

4. По возможности — записывайте разговор или просто предупредите об этом собеседника. Чаще всего после этого люди начинают общаться более вежливо или, наоборот, переходят «в наступление», выдавая себя и свои истинные намерения.

5. Если речь зашла о прямых угрозах, озвучивании имен ваших близких и шантаже — сразу же обращайтесь в полицию. Указывайте телефон, с которого вам звонили, имя компании, которое назвал собеседник, его угрозы и т. д.

Информацию о подозрительных номерах телефонов и злоумышленниках, которые маскируются под официальные организации можно найти у своих мобильных операторов. Абоненты компании Киевстар могут обратиться за помощью в круглосуточную информационно-сервисную службу по телефону 0800300466 (звонки с номеров сетей фиксированной и мобильной связи Украины не тарифицируются).

Показать ещё новости
Радіо НВ
X