Границы — в воображении. Как смелость и hi-tech открывают новые горизонты бизнесу

Networked Society

21 декабря 2015, 10:47

788

Границы — в воображении. Как смелость и hi-tech открывают новые горизонты бизнесу

Еще 20-30 лет назад едва ли кто-то мог помыслить, что стремительное развитие IT и коммуникаций полностью изменит ландшафт экономики, не говоря уже о ежедневной жизни каждого из нас

В 1910-м немецкие и французские художники выпускали серии открыток, на которых рисовали далекий тогда 2000. Их фантазия с высоты 2015-го выглядит умилительной и несколько карнавальной: везущий дом поезд, частные летающие машины, передача концертов на расстоянии (только звука!), автомат для управления погодой, робот-портной, мгновенно выпускающий идеально сидящий костюм. Еще 20-30 лет назад едва ли кто-то мог помыслить, что стремительное развитие IT и коммуникаций полностью изменит ландшафт экономики, не говоря уже о ежедневной жизни каждого из нас.

Начало 2000-х стало эрой диджитал-бизнеса. Его философия помещает в центр внимания человека, а не технологии. Последние — лишь мощный инструмент, который облегчает жизнь пользователей и дает им новые возможности. «Технологии — не святой грааль. Имеет значение как раз то, каким образом цифровые технологии влияют на бизнес, потому что они влияют на поведение и отношение людей ко всем видам деятельности», - уверен главный аналитик Forrester Найджел Фенвик.

Гуманистическое направление нового цифрового бизнеса отметили и аналитики Accenture Technology. Среди меняющих сегодняшний мир трендов они назвали «интернет меня» с фокусом на диджитал-опыт конечного пользователя — и «экономику отдачи», которая смещает бизнес-модели с продажи вещей на продажу результатов. «Революция платформ», по их мнению, сделает онлайн-среду местом развития товаров и услуг нового поколения: на стыке виртуальной и привычной реальности будут возникать целые экосистемы. Они диктуют свои правила.

   

Подключенным становится все

Обычные предметы и товары становятся частью интернет-среды. «Диджитал-бизнес — это создание нового предприятия через стирание границ между цифровым и физическим миром», гласит определение Gartner. Исчезновение этого рубежа порождает массу новых возможностей для возникновения новых идей. Французская Babolat создала умную теннисную ракетку, которая отправляет на смартфон данные о подачах и ударах. Подсоединенная к сети сковорода Panteliigent помогает готовить и следит за температурой жарки. Интеллектуальный коврик для йоги SmartMat контролирует правильность выполнения упражнений и помогает изучать новые асаны.  Шведские инженеры даже создали подключенное дерево — оно реагирует на зрителей, прикосновения и постит в твиттер.

Эра подсоединенных предметов – так называемого интернета вещей (Internet of things, IoT), лишь начинается. Каждую секунду в мире появляется 20 новых подключений к мобильному интернету. Сейчас к сетям сотовой связи подключено 7,3 млрд устройств, а к 2021 году их число взлетит до 28 млрд, гласит прогноз Ericsson Mobility Report. Таким образом, плацдарм для работы новых цифровых бизнесменов за пять лет вырастет в разы.

«Внедрение интернета вещей можно условно разделить на 5 этапов, на каждом из которых он выполняет определенные задачи: мониторинг, контроль, оптимизация процессов, автономная работа систем и работа подключенных машинах в диалоге с другими подключенными устройствами. Однако этот процесс не линейный: некоторые компании полностью пропускают начальные этапы, поскольку те не несут для них существенной ценности. Более того, реализация последнего этапа внедрения IoT не обязательно является целью компаний, переходящих на новые технологии. Наоборот, каждая компания самостоятельно определяет, какие функции и изменения принесут дополнительную ценность пользователям, и будет ли эта выгода соответствовать вложенным затратам. Упомянутая выше модель поэтапного внедрения IoT не означает, что компания на первом уровне является «незрелой», напротив, это показывает широту возможностей интернета вещей, которые открываются благодаря внедрению IoT уже на первых этапах», - поясняет Войцех Байда, генеральный директор Ericsson в Украине.

Байда говорит, что литература об IoT зачастую описывает лишь первый этап внедрения – мониторинг. По его словам, за этим должен следовать этап контроля, на котором гаджеты меняют свое поведение в зависимости от окружающей обстановки. Затем аналитики приспосабливают его к беспрерывной и автоматической оптимизации процесса.

“Четвертый этап объединяет возможности трех предыдущих, и позволяет продукту работать автономно, без вмешательства со стороны человека, беспрерывно самостоятельно приспосабливая себя к предпочтениям пользователя и доступной информации о среде”, - говорит руководитель Ericsson в Украине, добавляя, что потенциал интернета вещей раскрывается уже после, на пятом этапе. Тогда устройства не только работают автономно, но и беспрерывно поддерживают контакт с другими подключенными устройствами и влияют на их работу.

  

Социальность обязательна

Социальные сети стали must have для бизнеса. Коммуникация перестала быть односторонней. Люди стремятся активно общаться с компаниями, реагировать на ее действия и делиться своим мнением о продукции или услугах. Facebook стал глобальной «кухней», в которой пользователи рассказывают свои истории, советуют что-либо или же напротив отговаривают. В итоге если бизнес не присутствует онлайн, он обречен на исчезновение.

На основе цифровой социальности возникают новые крупные бизнесы. К примеру, сервис поиска жилья AirBnB, нашумевшее такси Uber, поиск попутчиков BlaBlaCar. Эти кейсы успешно объединили идею экономики совместного потребления и виртуальное общение — люди со сходными целями находят друг друга на этих платформах. Успешные проекты появляются и в нишах сетевого общения: приложение Tinder для новых знакомств и свиданий за два года обрело популярность в 196 странах, каждый день благодаря нему начинают диалог 26 миллионов пар. Стартап GetYou — соцсеть для получения первого впечатления о людях — уже привлек миллионые инвестиции.

  

Персонализация

С глобальной подключенностью и активностью пользователей в социальных сетях бизнес намного больше узнает о своем клиенте. Поэтому продукты и услуги перестают быть стандартизированными и все чаще подстраиваются под вкусы и запросы пользователей. Например, фитнес-браслеты типа Jawbone или FitBit собирают данные о спортивных привычках и показателях здоровья, на основе чего производитель может предлагать покупателю те или иные новации.

Это касается не только бытовых вещей. Существующий с 1837 года производитель тракторов John Deere с 2012 оснащает свое оборудование датчиками и модулями передачи данных. Благодаря этому фермеры получают массу информации о размещении посевов, сроках их сбора и оптимальных маршрутах вспашки. Компания же собрала огромный объем данных для улучшения своей продукции, который в эпоху информации является ценным товаром.

Людям нравится ощущать к себе особый подход. Яркий пример, доказывающий успех такого подхода, — кейс облачной платформы Сloudyn. В обмен на электронную книгу компания предложила пользователям подробно рассказать о себе в специальной анкете. На основе собранных данных каждый клиент получил разработанное согласно его вкусам и запросам предложение, которое было отправлено в персонализированном письме. Благодаря такой рассылке за год компания получила около 21 тысячи долларов дополнительного дохода с клиента.

Поиск новых способов взаимодействия с пользователями и использование цифровых технологий открыло океан возможностей для создания бизнеса и стало настоящим вызовом для существующих компаний. Ограничением в этом случае выступает исключительно воображение.


Топ-5 материалов