SEOшникам станет проще. Законодательство ЕС обязало Google и Meta обнародовать алгоритмы — что это значит и как отреагировали компании

13 мая, 16:51
ЕС будет контролировать деятельность крупных технологических компаний (Фото:buchachon_photo/depositphotos)

ЕС будет контролировать деятельность крупных технологических компаний (Фото:buchachon_photo/depositphotos)

Соглашение между Европейским парламентом и странами ЕС по Закону о цифровых услугах наконец достигнуто. Вступив в силу через несколько месяцев, этот закон может в корне повлиять на работу крупнейших онлайн-платформ.

Закон о цифровых услугах (Digital Services Act, DSA) — это нормативно-правовой акт, который регулирует рынок цифровых услуг в ЕС. Согласование этого документа длилось с декабря 2020 года и проходило в несколько этапов. Сначала было внесено предложние, а 25 марта 2022 года было достигнуто политическое соглашение по Закону о цифровых рынках. А недавно — по Закону о цифровых услугах.

Видео дня

Этот закон напрямую регулирует работу интернет-гигантов вроде Google и Meta. Согласно его положениям, ресурсы, чья посещаемость в месяц составляет более 10% населения ЕС, будут регулироваться особым образом ввиду своего значительного влияния на аудиторию.

Среди компаний, подпадающих под действие закона, будут маркетплейсы, социальные сети, магазины приложений и поисковики.

DSA содержит множество положений для контроля за деятельностью крупных платформ, среди которых специальные пометки для контента, вызывающего доверие, возможность оспаривать решение модераторов площадок для их пользователей, а также требование прозрачности алгоритмов выдачи в поиске и рекомендаций.

Осуществлять контроль над выполнением закона будет Комиссия по внутреннему рынку ЕС. Несмотря на то, что закон еще не начал действовать, первые шаги по его внедрению уже приняты. Так, глава Комиссии Тьерри Бретон провел встречу с Илоном Маском. Ее целью было приведение работы социальной сети Twitter в соответствие с DSA.

Бретон является одним из наибольших энтузиастов нового законодательства. «С DSA время, когда крупные онлайн-платформы ведут себя так, будто они „слишком большие, чтобы о них заботиться“, подходит к концу», — заявлял он.

Идея прозрачности алгоритмов — одна из основных целей закона. «Платформы должны быть прозрачными в отношении своих решений по модерации контента, предотвращать распространение опасной дезинформации и избегать предложения небезопасных продуктов на торговых площадках», — говорит Маргрет Вестагер, Европейский комиссар по вопросам конкуренции.

В то же время, некоторые специалисты уже сомневаются в том, что DSA пойдет на пользу крупному онлайн-бизнесу.

Так, вице-президент по связям с общественностью Google Каран Бхатиа еще в прошлом году выказывал опасения об уроне компании из-за нового законодательства.

«Они помешают глобальным технологическим компаниям, таким как Google, создавать инновационные цифровые инструменты, и это помешает европейским предприятиям восстановить свою деятельность после пандемии», — писал он.

Впрочем, со временем Google смирился с неизбежным и начал сотрудничество с ЕС по его правилам. Компания опубликовала Руководство по оптимизации рекламы в полном соответствии с пунктом о прозрачности алгоритмов.

В целом, выход с рынка ЕС из-за нового законодательства был бы довольно непоследовательным решением, считает Даниэль Кастро, вице-президент Фонда информационных технологий и инноваций. Эти нормы вряд ли слишком сильно повлияют на интернет, они не слишком обременительны для компаний, а кроме того, вполне соответствуют принципам защиты прав человека. Даже если это идет вразрез с интересами официальных органов. Так, например, Закон о цифровых услугах регулирует возможности применения искусственного интеллекта для распознавания лиц, поскольку использование личных данных пользователей без спроса не соответствует духу закона в ЕС.

Впрочем, вполне веротяно, что требования закона могли бы быть жестче. Apple, Amazon, Google, Meta, Spotify, по данным исследовательской группы corporateeurope.org, только в прошлом году потратили порядка 27 млн евро на лоббирование своих интересов при принятии закона.

Согласно отчету, наибольшую заинтересованность платформы проявили в вопросе обработки данных для таргетированной рекламы и нескольких пунктов о конфиденциальности личной информации. Впрочем, эти пункты все равно вошли в окончательную редакцию Закона о цифровых услугах.

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Техно
Рассылка о том как технологии изменяют мир
Каждый понедельник

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X