Xiaomi и Huawei не в восторге. Как западные санкции против России ударили по китайским компаниям

10 марта, 19:37
Huawei не спешит занимать освободившийся российский рынок (Фото:ChinaImages/depositphotos)

Huawei не спешит занимать освободившийся российский рынок (Фото:ChinaImages/depositphotos)

Крупнейшие китайские производители смартфонов сокращают поставки в Россию из-за обвала рубля и западных санкций, несмотря на давление со стороны Пекина, желающего поддержать диктатора Путина после вторжения в Украину.

Наиболее пострадали гиганты Huawei и Xiaomi, что показывает, насколько сильно личные отношения Путина и Си Цзинь Пина повредили китайским компаниям. Санкции также мешают бизнесу из Поднебесной использовать возможности, созданные уходом западных корпораций из России.

Видео дня

По словам источников Financial Times, знакомых с ситуацией, поставки ведущих китайских производителей смартфонов Xiaomi, Oppo и Huawei сократились как минимум вдвое с начала войны, сами бренды пока не комментируют ситуацию.

«Открыто объявлять о приостановке продаж на российском рынке, как Apple и Samsung, политически неверно», — сказал один из бывших руководителей Xiaomi, имея в виду поддержку Москвы Пекином. «Но с точки зрения бизнеса имеет смысл оставаться в стороне и смотреть, что будет дальше».

При этом два британских директора Huawei ушли в отставку из совета директоров в среду. Huawei подтвердила действия Эндрю Кана и Кена Олисы на фоне сообщений о том, что пара уволилась из-за того, что китайский телекоммуникационный гигант не выступил с публичной критикой российского вторжения.

Китайские фабрики, производящие все, от смартфонов до кондиционеров, в последние годы сильно рассчитывали на Россию в качестве рынка, и поэтому прочно закрепились в стране с населением 140 миллионов человек. Двусторонняя торговля в прошлом году достигла рекордного уровня в 146 миллиардов долларов, при этом на Китай приходилось около 14% всего российского импорта.

Через несколько дней после нападения России на Украину западные компании начали разрывать связи с Москвой, в том числе BP, Apple, Nike и Netflix.

Но значительное падение курса рубля после вторжения также затруднило для китайских компаний продажу своей продукции в России без убытков. Им нужно повышать цену продажи товаров в рублях, чтобы компенсировать обменный курс, но это сложно, учитывая ухудшение состояния экономики.

«Вам нужно каждый день устанавливать новую цену, чтобы избежать убытков», — сказал Иван Лам, гонконгский аналитик консалтинговой компании Counterpoint Research.

Лам добавил, что многие российские дистрибьюторы смартфонов перестали размещать новые заказы у китайских производителей из-за курсовых рисков.

«Сейчас очень рискованно работать в России», — сказал один из бывших руководителей Huawei, работавший в Москве.

По мнению экспертов, риск введения вторичных санкций против Китая также должен был возрасти по мере затягивания войны, особенно, если США посчитают, что Пекин значительно подрывает усилия по наказанию России.

Пекин «очень серьезно думал о потенциальных издержках, связанных с вовлечением в конфронтацию с Россией», несмотря на то, что «считал большинство ограничений, введенных США и их союзниками, незаконными», сказал Эндрю Гилхольм, руководитель отдела анализа Китая в консалтинговой компании Control Risks.

Бывший руководитель Xiaomi сказал, что национальная технологическая отрасль ожидает, что последствия санкций США в отношении России в конечном итоге будут такими же серьезными, если не более серьезными, чем действия США против Ирана.

«Многие товары американского производства, включая даже мелкие детали, могут быть запрещены к отправке в Россию, а нарушение правил может привести к очередному инциденту с Мэн Ваньчжоу», — сказал исполнительный директор, имея в виду финансового директора Huawei, которая была задержана в Канаде по обвинению в том, что она ввела банки в заблуждение, заставив их нарушить санкции против Ирана.

Чжан Кай, шанхайский юрист East & Concord Partners, который консультировал китайские компании по их операциям в России, сказал, что он получил поток запросов о новых санкциях.

«Санкции, связанные с Россией, все еще не очень ясны, и многое зависит от правоприменения, в отношении которого правительство США имеет большую свободу действий», — сказал он.

Закрытие британского рынка для Huawei также подчеркивает высокие репутационные ставки китайских компаний из-за неспособности Пекина осудить войну Путина. Несмотря на сильную международную оппозицию войне, Си Цзинь Пин отказался осудить Путина за вторжение. Вместо этого Китай пообещал «нормальные» деловые и торговые связи с Россией. Китайские бренды не уходили из России массово.

Феликс Будро, управляющий директор Sustainable Market Strategies, инвестиционной исследовательской группы ESG, предупредил, что управляющие активами могут все чаще применять «географические критерии изъятия инвестиций» к инвестициям в Китае и России, как они это сделали для компаний, занимающихся топливом и оружием.

Great Wall Motor и Geely, два крупнейших автопроизводителя Китая, заявили, что не планируют немедленно приостанавливать свою деятельность в России, что свидетельствует о том, что некоторые китайские группы сохраняют долгосрочные амбиции на рынке, несмотря на ужесточение условий ведения бизнеса.

«Иностранные бренды заполняют этот вакуум, но российские потребители, вероятно, уже не в состоянии покупать китайские товары», — сказал Ту Ле, управляющий директор Sino Auto Insights.

Политики оценивают, как можно финансировать китайско-российскую торговлю после того, как Запад ввел санкции против российского центрального банка и исключил Россию из международной платежной системы Swift. Хотя Пекин в течение многих лет рекламировал Cips, платежную систему, основанную на юанях, как замену долларовому Swift, прогресс был медленным.

Многие китайские компании сообщают о популярности платежей в юанях среди их российских клиентов, но жалуются на проблемы.

«Из-за всплеска спроса на открытие счета в юанях в московском отделении Bank of China, требуется не менее двух недель», — сказал Джон Джин, менеджер компании по производству игрушек из Хуэйчжоу, работающей с российскими клиентами.

Руководитель Wuhan Zoncare Bio-medical Electronics Co, производителя медицинского оборудования, сказал, что многие российские клиенты отменили свои заказы, поскольку запрет Swift затруднил для них платежи в долларах или евро. Большинство российских банков не осуществляли платежи в юанях или не имели достаточного количества китайской валюты.

«Мы считаем, что у российского рынка большой потенциал, и страна будет нуждаться в китайских товарах больше, чем когда-либо после войны», — сказал он. «Но пока мы подождем лучшего времени для въезда в страну».

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X