Всем надеть лапти. Чем грозит России закон об изоляции интернета
Президент России Владимир Путин подписал закон о суверенном интернете в России. НВ разбиралось, как документ повлияет на обычных пользователей сети.
Первого мая 2019-го Владимир Путин подписал закон "Об обеспечении устойчивой работы российского сегмента интернета (рунета) в случае его отключения от глобальной инфраструктуры Всемирной сети", пишет Настоящее время.
Сокращенно закон называют “Об изоляции рунета” либо “О суверенном интернете”, поскольку он предусматривает отключение каналов информации, которые поступают в Россию из других стран. Документ вступит в силу с первого ноября 2019-го, а отдельные его положения - к примеру, внедрение национальной системы доменных имен DNS - только с начала 2021-го.
Зачем нужен закон?
Политики обсуждали идею отключения российского сегмента интернета от внешних серверов более 10 лет назад. Хотя, предметно об этом заговорили только в последние годы, когда власти начали ограничивать свободу слова в интернете на законодательном уровне.
В конце 2017-го Владимир Путин одобрил проект Совета безопасности по созданию альтернативного интернета для стран БРИКС - Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка.
Президент РФ также поручил разработать автономные системы управления интернетом, которые бы избавили сеть от “доминирования” США и ряда стран Европейского союза. В российском Совете безопасности считают, что “возросшие возможности Западных стран проводить наступательные операции в информационном пространстве представляют серьезную угрозу безопасности России”.
В подписанном Путиным законе от первого мая 2019-го говорится, что документ ”подготовлен с учетом агрессивного характера принятой в сентябре 2018 года Стратегии национальной кибербезопасности США”, из-за которого Россия якобы “впрямую и бездоказательно обвиняется в совершении хакерских атак, откровенно говорится о наказании”.
По сути, новый закон под видом “обеспечения устойчивого, безопасного и целостного функционирования интернета” позволит властям контролировать доступ к иностранным серверам, и, в случае необходимости, полностью отключать его, оставив лишь “разрешенные” российские сайты.
В чем слабые стороны закона?
Кроме того, что в России, как и в Украине, законы работают лишь частично, главным уязвимым местом документа “о суверенном интернете” является организация, которая будет отвечать за его обеспечение - Роскомнадзор. Для тех, кто не в курсе - это ведомство уже больше года тщетно пытается заблокировать мессенджер Telegram.

Оказалось, что Роскомнадзор не может разработать действенные инструменты ограничения доступа к определенным онлайн-ресурсам, и простейшие блокировки IP-адресов на уровне провайдеров не стали преградой для миллионов пользователей в России.
Пока неизвестны детали того, как закон “об изоляции рунета” будет реализован технически, но российские политики уже грозились новой технологией DPI или deep packet inspection (с английского - "глубокий анализ пакетов"). Такая система предусматривает установку специального программного обеспечения и оборудования у интернет-провайдеров или операторов мобильной связи, с помощью которого можно будет анализировать весь проходящий трафик и выделять специфические пакеты, свойственные конкретным сайтам или приложениям. DPI также блокирует и нежелательный трафик.
BBC сообщает, что российские власти обяжут интернет-провайдеров устанавливать оборудование, необходимое для работы DPI. Такая же система существует и в Китае - стране, которая потратила десятки лет на ограничения доступа к глобальному интернету для своих пользователей и смогла запустить альтернативную внутреннюю сеть.
Будет ли в России как в Китае?
Критики нового российского закона побаиваются повторения в России китайского сценария, а именно - создания внутри страны системы, которая позволит власти полностью контролировать трафик и ограничивать доступ к любым веб-ресурсам.
Проект альтернативного интернета в Китае разрабатывался еще с конца 1980-х, и в начале 2000-х он был внедрен как “Золотой щит Китая” или так называемый “Великий китайский файрвол. Сейчас, на территории КНР запрещен доступ к большинству иностранных соцсетей, видеохостингов, СМИ и прочих сайтов.
Однако, как пишут эксперты из Forklog, “сходство между российским и китайским DPI закончились на названии и принципах работы”. Дело в том, что DPI в Китае реализован с помощью огромных вычислительных мощностей и продвинутых компьютерных систем, которые работают в комплексе и на развитие которых Компартия Китая потратила годы и миллиарды долларов.
В России же, после нескольких неудачных попыток заблокировать Telegram, планируют выделить на внедрение новых систем ограничения всего интернета около 30 млрд рублей ($460 млн). При этом, важно понимать, что альтернативный интернет в Китае - действительно альтернативный, ведь с начала 2000-х там развились полноценные аналоги Google, YouTube, Facebook, Instagram, Amazon, Netflix, Uber и т.д., которыми пользуются сотни миллионов китайцев.

Можно долго спорить о проблемах анонимности и цензуры в китайских онлайн-ресурсах и сравнивать их с американскими прародителями, но главный вопрос - сможет ли российский “Чебурнет” во-первых оградить пользователей от “агрессивного онлайн-влияния Запада”, а во-вторых предоставить гражданам альтернативу, не только в виде Яндекс, ВКонтакте и RuTube.
Не стоит забывать, что даже в Китае умельцы находят способы обойти государственные блокировки и почитать новое расследование о сотрудничестве Google с Пентагоном на сайте The New York Times, держа под рукой пару-тройку надежных VPN.
Таким образом, будущему российскому “суверенному интернету” придется постоянно совершенствоваться по мере того, как развиваются системы обхода блокировок, и смириться с тем, что заблокировать все и всех - не получится. Или же пойти по пути КНДР и создать не альтернативный, а замкнутый интернет, который никак не связан с глобальной онлайн-сетью.

материалов раздела Техно
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.