Наш Голливуд. Кто делает спецэффекты для украинского кино и как этому научиться

20 августа 2018, 20:03

Сколько времени тратится на производство компьютерной графики? Как научиться создавать спецэффекты для фильмов? Какие технологии используют создатели украинской фантастики? Ответы на эти и другие вопросы рассказал руководитель Mental Drive Studio Алексей Москаленко в интервью для НВ.

По понятным причинам, отечественный кинематограф находится в состоянии зарождения. Конечно, в последние годы появилось несколько фильмов, которые получили одобрение аудитории и конкурировали в бокс-офисах по всей стране, но это скорее исключение, чем правило.

Видео дня

Говоря о научной-фантастике — жанре, который требует невероятных усилий, профессионализма и, конечно же, денег, — можно смело заявить: для нас это пока белое пятно.

Очевидно, до создания украинских Netflix, HBO, BBC и т. д. должны пройти годы, но, немногие знают, что еще в начале 90-х энтузиасты из киевской студии Mental Drive делали первые шаги в этом направлении.

За 20 с лишним лет работы, cтудия создавала спецэффекты для многих телевизионных, кинематографических, музыкальных и других проектов, а теперь выпускает собственный полнометражный фильм — «Бобот и энергия вселенной».

Авторы ленты заявляют, что это будет первый украинский фильм, более 50% которого займут сцены со спецэффектами, ведь именно пост-продакшн и компьютерная графика являются коньком Mental Drive Studio.

Накануне премьеры первого украинского научно-фантастического экшена в кинотеатрах, НВ пообщалось с руководителем студии спецэффектов и продюсером фильма «Бобот и энергия вселенной» Алексеем Москаленко.

Фильм

«Каждый человек находится на передовой своей битвы, неважно кем он является — супергероем или обычным школьником. Мы несем ответственность за судьбу окружающего мира, наше желание не принимать участие в событиях — это то, что может погубить всю Землю целиком. Хочется, чтобы мы все время думали о том, чем это закончится», — так, по-философски, Алексей Москаленко передает суть фильма, над которым его команда работала последние два года.

Хотя, кино рождалось еще в начале 2010-х, когда ключевой его персонаж — трансформаторная будка Бобот — появился в клипе ТНМК.

Несколько лет назад, идея снять полнометражный фильм о Боботе выиграла питчинг госкино, и тогда начался производственный процесс — более 60 съемочных дней, тысячи часов работы над графикой, поездки на Каннский и Берлинский кинофестивали с целью промоции фильма за границей.

Алексей объясняет: «Такого рода фильмов еще не было, и это вызов для всех, который нужно пройти. Я уверен, что мы являемся пионерами и прокладываем путь, который уже прокладывали давно в Америке и других странах. Когда нас звали на проекты в заграничных фильмах, мы видели только часть этого, а сейчас у нас возникла необходимость делать все в целом, и это очень непросто».

По словам продюсера, в ленте есть все: самобытность и проблемы украинцев, бездомные бродяги-пришельцы, малодушие и героизм, судьба человечества, в конце-концов:

«Наши парни не напрягаясь срезают трансформаторную будку, обесточивают людей, и впаривают ее пришельцам под видом ходячей взамен на вечные батарейки. Это попытка взглянуть на реальность под небольшим углом. Сиюминутная выгода с огромными отрицательными последствиями, и образ человека, который пилит ветку, на которой сидит, — это очень характерно для нас».

Спецэффекты

Для Mental Drive Studio это первый проект такого масштаба и многие участники не имеют опыта работы в большом кинопроизводстве, что часто приводит к сложностям в соблюдении сроков. По словам Алексея, это не значит, что получится плохо, просто всегда хочется сделать лучше:

«Хотелось бы больше времени, но графика, как любой творческий процесс, не имеет жестких критериев качества и очень сложно понять, когда нужно остановиться. Мы, конечно, не успеем сделать все, что задумали. Смонтированный фильм у нас 120 минут, а в прокат идет только 90. Но, возможно, это и хорошо, потому что в телевизионную версию весной пойдут сцены, которые не вошли в основной фильм, и это довольно хорошие сцены».

Продюсер и руководитель студии разъясняет, что они используют самые современные технологии в производстве, поскольку это позволяет оптимизировать работу:

«К примеру, камера Kinect, которая используется в игровой индустрии, — с помощью нее мы оцифровали наших актеров. Можно было бы платить деньги другим студиям, надевать датчики, но технологически нам было проще разобраться, как работает эта камера, и получить из нее то, что нам нужно».

Mental Drive Studio часто экспериментирует и со смежными технологиями, которые могут делать графику более реалистичной. Алексей вспоминает, как на заре кинематографа спецэффекты создавались комбинированным образом: сначала снимали фон, потом людей, и в конце совмещали кадры. Когда появилась компьютерная графика — это стало неактуально:

«Сейчас, мы откопали эту технологию, поскольку современные экраны работают безупречно. Мы можем снять актера на фоне экрана с определенным изображением, осветить, — и в итоге получить героя, прекрасно интегрированного в среду».

Этот метод похож на фотообои, но гораздо сложнее: камера оборудована специальной системой, которая определяет ее отношение относительно виртуального мира. Когда кадр снят, — можно сразу увидеть конечный результат:

«Конечно, это тоже своего рода обман, но это не классическое использование „зеленки“ или „синьки“ (хромакей — ред.), когда сначала ставится актер, а потом дорисовывается задник».

Но, к сожалению, авторы фильма были вынуждены отказаться от этой технологии, поскольку на ее качественную реализацию нужно было дополнительное время:

«Если бы мы продолжали съемку с такими экранами, мы бы выбились из количества съемочных дней. Я очень хотел использовать эту технологию, но меня переубедили. Мы внедряли ее в других проектах, к примеру, в фильме Ворошиловград. Мы активно продвигаем и несем в массы эту возможность облегчить участь постпродакшена».

Команда и учеба

Алексей Москаленко говорит, что над спецэффектами работает около 100 человек, — как те, кто уже много лет занимаются графикой, так и те, кто только делает первые шаги:

«Очень талантливые ребята, много идей, хорошее владение инструментами. Многие в этом проекте из идейных соображений, что не так часто встречается в последнее время».

Mental Drive Studio существует с 1994 года, и за это время через нее прошло много специалистов, что позволило ее руководителю сформировать определенный подход к работе:

«Наша философия очень проста — мы никого здесь не держим, никого не приглашаем, мы пытаемся создавать условия для того, чтобы люди могли реализовать свой творческий потенциал. Все кто хотят попробовать — могут прийти к нам и сделать это. Через студию таким образом прошло большое количество людей, наши ребята работают по всему миру».

Что касается обучения — здесь тоже все довольно демократично. Алексей понимает, что в Украине нет подобного образования или даже профессии, поэтому приглашает всех, кто имеет определенные навыки и кому это интересно:

«Компьютерной графике учат только в коммерческих форматах, на специализированных школах и курсах. Еще есть необъятное количество видеоуроков, — каждый специалист, который, как ему кажется, чего-то достиг, включает камеру и начинает рассказывать как рисовать или делать ту или иную работу. Среди этого есть много действительно дельных советов, и такой вариант может быть одним из самых профессиональных».

Недавно студия объявила набор и отобрала двух претендентов, которые зашли на испытательный срок. Ученикам давали задания, объясняли, и, в итоге, одна из девушек получила эту работу:

«Если кто-то хочет стать специалистом — мы всегда поможем человеку, прикрепим к нему нашего тьютора и дадим реальную задачу, когда он будет готов. Как только он делает что-то, что не нужно будет доделывать, переделывать и это попадает в коммерческую работу — он получает зарплату. Зарплата у нас оценивается в количестве полезной работы. Соответственно, кто-то имеет лучшие показатели, кто-то худшие».

Как и в любой профессии, здесь есть те, кто работают не на полную силу и, так сказать, передовики. Как руководитель, Алексей, конечно же, больше ценит последних:

«Кто-то сидит по 12−14 часов и не отвлекается даже на обед, а кто-то отрабатывает положенные 8, из которых 4 заглядывает в Facebook. Мне такие ситуации менее интересны, но с другой стороны, тот, кто работает на износ может сказать, что ему это теперь не интересно, или у него подорвано здоровье. Не факт, что тот, кто делает для студии больше — полезнее. Все очень индивидуально, мы пытаемся создать трамплин, а дальше человек выберет сам для себя».

Не имеет значения здесь не только наличие диплома, но и возраст:

«В прошлом году мы на лето взяли школьников. Они совершенно по-другому мыслят, в разы быстрее, чем взрослые. Есть два, которых мы вообще не можем выгнать, до сих пор сидят у нас».

Что касается планов на будущее — студия будет продолжать работу над другими проектами, и вскоре снова планирует снимать свое кино, поскольку такой опыт для них неповторим:

«Это как с наркотиками. Явно это не будет завтра, а, скорее всего, начнется через пару лет, потому что киноиндустрия — длительный процесс, который требует время на все этапы, начиная с подготовки. Если пытаться обмануть время — оно в конечном счете обманет тебя».

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Техно
Рассылка о том как технологии изменяют мир
Каждый понедельник

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X