Умные светофоры: как Vodafone помогает Киеву становиться smart

27 января 2020, 09:44
Спецпроект
Vodafone помогает Киеву становиться smart (Фото:Vodafone Украина)

Vodafone помогает Киеву становиться smart (Фото:Vodafone Украина)

Становиться smart — тенденция нашего времени. «Умными» становятся различные бытовые устройства от пылесоса до холодильника, автомобили, дома. Города в этом плане не исключение.

Правда, масштабы преобразований гораздо больше. Мегаполисы, которые стремятся стать smart, как правило, начинают свою цифровую эволюцию с инноваций в транспорте.

Например, тестируют и применяют интеллектуальные системы управления транспортными потоками, прокладывания маршрутов общественного транспорта или повышения безопасности дорожного движения. Используют цифровые технологии и для борьбы с пробками и «умной» организации трафика. Несмотря на кажущуюся будничность вопроса — кто из нас не томился ожиданием в «тянучке»? — он имеет серьезные экономические последствия. Из-за пробок Киев, согласно подсчетам директора компании A+S Украина и специалиста по транспорту Дмитрия Беспалова, теряет около 3 миллионов долларов ежедневно. И это только потерянного времени, без учета лишнего топлива, загрязнения воздуха, дополнительных стрессов.

Видео дня

depositphotos
Фото: depositphotos

Один из путей решения этой проблемы — «умные светофоры». Внедрение такой технологии в Киеве начало КП «Центр организации дорожного движения» при поддержке мобильного оператора Vodafone Украина.

Как работает умный светофор

Подходы к умным светофорам есть разные. В Японии, например, их еще в начале десятилетия оснастили камерами и радарами: на основе полученных изображений система рассчитывает более загруженное направление и дает ему приоритет. В 2018 году американский Даллас вместе со шведской Ericsson научил городские светофоры анализировать трафик и отправлять информацию в городской центр управления. Там полученные данные обрабатываются и позволяют светофорам разгружать дороги, а также устраивать «зеленые коридоры» общественному транспорту.

В Вене же готовятся запустить умные пешеходные светофоры — они будут «видеть», когда кто-то соберется переходить дорогу. На основе общегородских данных они решат, когда включить зеленый свет и разрешить переход. При этом зеленый для пешеходов не погаснет, пока все увиденные устройством люди не успеют перейти дорогу.

Мобильные операторы активно включаются в такие проекты, потому что у них есть огромные массивы обезличенных данных — big data о количестве пользователей в конкретной точке, их скорости и направлении. Кроме того, активно используется «интернет вещей» (IoT) — устройства, которые также подключены к мобильному интернету. В Vodafone отмечают, что благодаря этому смарт-города могут перенаправлять транспортные потоки, автоматизировать сообщения о неполадках (например, перегоревшем фонаре) и экономично управлять освещением.

depositphotos
Фото: depositphotos

На основе анализа данных от пользователей мобильных сот строится и автоматическая адаптивная система управления светофорами. Работает она в реальном времени, информация постоянно обновляется и изучается. Все это позволяет разгрузить городские улицы, уменьшить пробки, а как следствие — сократить время поездок, уменьшить число ДТП и сократить выбросы углекислого газа, что улучшает качество жизни горожан.

Как это работает в Киеве

В «Центре организации дорожного движения» НВ рассказали, что в Киеве к мобильному интернету подключили 478 светофоров. Для сравнения, «самостоятельных» устройств, то есть тех, которые еще не стали смарт, ощутимо меньше — всего 204.

Столичные транспортные менеджеры пояснили, что получаемые от светофоров данные передаются в Центральный пункт управления дорожным движением через мобильный интернет. Система позволяет устройствам управлять транспортным потоком, включая зеленый в том направлении, которое наиболее загружено. Так, меняя продолжительность красного и зеленого сигналов, они автоматически определяют скорость потока и выбирают оптимальный режим для «зеленой волны».

Vodafone Украина
Фото: Vodafone Украина

Сергей Бориславский, руководитель Big data team Vodafone Украина добавляет, что мобильные данные «могут решать не только задачи бизнеса, но и актуальные социальные вопросы, в т. ч. проблемы города. Сегодня каждый киевлянин может увидеть big data в действии».

Так, например, Vodafone Украина поделился со столицей аналитикой на основе обезличенных данных. Big data показала, как перемещаются каждый день жители Киева и пригородов. Эти данные дали возможность определить точное количество людей, которые ежедневно передвигаются по городу, а также самые загруженные улицы и магистрали в разное время суток. Данные легли, в том числе, в основу запуска ночных троллейбусных маршрутов в Киеве.

Кроме того, IoT способен помочь и в борьбе с ДТП. Например, подключенные светофоры можно настроить так, что при приближении превышающего скорость автомобиля включится красный свет. Данные статистики показывают, что так можно сократить количество аварий в городе на 30% и больше. Только за семь месяцев этого года в Киеве произошло больше 22 тысяч ДТП — на две тысячи меньше, чем за аналогичный период 2018-го.

Vodafone Украина
Фото: Vodafone Украина

Речь не только о светофорах, а и о разумном стратегическом планировании городской инфраструктуры. Информация о загрузке станций мобильного оператора позволяет понять, как, когда и сколько людей двигается по определенной улице: пешеходы, водители, пассажиры общественного транспорта. Благодаря этому можно проектировать изменения и решения для города: где требуется новый светофор, где стоит расширить улицу, где перестроить, где организовать новый маршрут.

В компании отмечают, что продолжают инвестировать в развитие «умных городов» в Украине. «Сейчас сразу с несколькими украинскими городами готовим и запускаем проекты из сферы Smart City: Харьков, Киев, Львов, Одесса. Мы инвестируем собственные ресурсы наших квалифицированных специалистов, международный опыт и технологические возможности Vodafone», — добавляют в компании.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X