Украинский «глаз» в космосе. Как государство будет развивать космическую отрасль в течение следующих пяти лет

6 декабря 2021, 14:54
Запуск европейской ракеты-носителя Vega, двигатель к которой изготовлен в Украине (Фото:Конструкторское бюро Южное)

Запуск европейской ракеты-носителя Vega, двигатель к которой изготовлен в Украине (Фото:Конструкторское бюро Южное)

На 10 января 2022 г. в США запланирован запуск ракетой компании SpaceX украинского спутника Сич-2−30. А в ноябре состоялся успешный пуск европейской ракеты-носителя Vega, двигатель к которой разработало Конструкторское бюро Южное и серийно производит Южный машиностроительный завод.

Есть ли у Украины потенциал для того, чтобы стать полноценным космическим государством и как это поможет в войне с Россией, Радио НВ расспросило у независимого эксперта-аналитика по космической деятельности, бывшего советника главы Государственного космического агентства Украины Андрея Колесника.

Видео дня

Андрей Колесник

независимый эксперт-аналитик по космической деятельности

— Государственное космическое агентство объявляло план создать отечественную космическую группировку в составе шести спутников. Не является ли это космическо-политическими фантазиями?

— Каждое государство, считающее себя космическим, имеет группировку спутников на орбите разного назначения. У кого-то есть военные спутники, которые были запущены с помощью украинского двигателя для военных Франции. У кого-то только гражданские, которые тоже могут разделяться на телекоммуникационные, например, или спутники наблюдения Земли из космоса — их еще называют дистанционного зондирования Земли.

Именно такая группировка спутников дистанционного зондирования Земли планируется в следующей космической программе на пять лет, которая находится в Верховной Раде на рассмотрении и утверждении. В рамках этой программы планируется иметь группировку не менее шести спутников. Спутники этого направления [имеют различия по] пространственной разрозненности. Спутник, который будет запущен после Нового года, — средней пространственной разрозненности: один пиксель может различать только около семи метров. Пространственная разрозненность группировки шести спутников будет намного лучше — один метр. Такое количество спутников нужно, чтобы как можно чаще над одной и той же территорией был наш «глаз» и мы могли фиксировать те или иные события: связанные с линией разграничения, с природными бедствиями, в интересах агрокомплекса или лесного хозяйства.

— Первый спутник с пространственной разрозненностью около семи метров позволяет мониторить, что происходит у наших границ и кто там концентрирует технику?

— Он обзорного характера и может фиксировать изменения на местности. Ширина полосы будет около 37 километров. То есть он не сможет [различить], грузовик это или танк, но может увидеть, располагался ли несколько дней назад военный лагерь на этом месте. Он будет говорить об изменениях общего характера на той же линии разграничения, но для детализации потребуются спутники с более высокой пространственной разрозненностью.

— Группировку украинских спутников на орбите будет производить Конструкторское бюро Южное?

— Будет тендер через Prozorro. Кто угодно сможет присоединиться к нему, а не только КБ Южное. Впрочем, на сегодняшний день ограничено количество тех, кто может сделать оптику в один метр. Это может быть Конструкторское бюро Арсенала или Киевского политехнического института.

— Насколько сегодня загружены мощности КБ Южное, предприятий космической отрасли? Решены ли вопросы с недофинансированием и задержками в выплате зарплат работникам?

— Любое предприятие может получать заказы по трем направлениям: первое — это военные заказы, второе — заказы через космическую программу, третье — заказы на коммерческой основе для внутреннего и внешнего потребителя.

Что касается наших предприятий ракетно-космической промышленности государственной формы собственности, то военного заказа нет. Космическая программа находится сейчас на согласовании, ее тоже три года нет. Для этих предприятий остается только возможность зарабатывать ту же заработную плату своим работникам с помощью коммерческих контрактов. Конечно, например, Южмаш имеет заказы на двигатели, которые используются на четвертой ступени ракеты-носителя Vega, доставившей 16 ноября на орбиту три военных спутника Франции. Также [изготавливают] первую ступень для ракеты-носителя Антарес американского производства, которая два раза в год летает на Международную космическую станцию и доставляет туда полезный груз.

Слушайте подкаст на эту тему

— Продолжатся ли эти программы? Насколько перспективно такое сотрудничество в долгосрочных периодах?

— К сожалению, в мире идет локализация ракетно-космической техники. Каждый крупный субъект космической деятельности, например, Соединенные Штаты Америки или Европейское космическое агентство, идут на то, чтобы все основные и второстепенные компоненты, как двигатели или баки, производились непосредственно у них в стране. Поэтому эти контракты, к сожалению, скоро могут завершиться.

[Преимуществом является] то, что у европейцев все хорошо с заменой нашего двигателя, поэтому они заказывают дополнительные партии.

С Антаресом другая проблема — коммерческая программа поставок грузов на Международную космическую станцию подходит к концу. Впрочем, срок годности Международной космической станции продлевается почти до 30 лет, поэтому, скорее всего, будет продлена и эта коммерческая программа. Тогда наши предприятия могут продолжать работать.

— Что вы можете сообщить нам о нынешнем финансировании космической отрасли государством? На что будут тратить деньги и насколько это финансирование позволяет сохранить статус космического государства?

— Программа состоит из шести блоков. Первый — это небольшой государственный оборонный заказ на 95 миллионов гривен. Второй блок — это группировка спутников дистанционного зондирования Земли. Третий связан с вопросами навигации. Четвертый — это создание ракетно-космических комплексов на базе украинских разработок. Пятый — фундаментальные и прикладные космические исследования. Шестая глава касается космического образования, правовых вопросов и других вопросов, связанных с надежностью и сертификацией космической техники.

В общей сложности эта программа на пять лет будет стоить государственному бюджету примерно 15 миллиардов гривен. Также очень хотят привлечь инвестиции в отрасль в размере 25 миллиардов гривен.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X