Фермент из бактерий. Ученые нашли новый способ переработки пластика

9 апреля 2020, 18:25

Французские исследователи создали мутантный бактериальный фермент, который расщепляет пластиковые бутылки для повторного использования в течение нескольких часов.

Фермент, первоначально обнаруженный в куче компоста, превратил бутылки в строительные блоки, которые затем использовались для изготовления высококачественных новых бутылок.

Исследователи из Тулузского университета и компании Carbios проанализировали 100 000 микроорганизмов, у которых были отмечены способности к биологическому разложению пластика. Лучшим кандидатом оказался бактериальный фермент, обнаруженный в лиственном компосте в 2012 году (он известен как leaf-branch compost cutinase, LCC).

Ученые проанализировали фермент и внесли мутации, чтобы улучшить его способность разрушать пластиковый ПЭТ, из которого изготовлены бутылки для напитков. Они также сделали его стабильным при 72 ° С, близком к идеальной температуре для быстрого разложения.

Команда использовала оптимизированный фермент для разрушения тонны пластиковых бутылок, которые были разложены на 90% в течение 10 часов. Затем ученые использовали этот материал для создания новых пластиковых бутылок пищевого качества.

Бутылки для отходов также должны быть размолоты и нагреты перед добавлением фермента, поэтому переработанный ПЭТ будет дороже, чем первичный пластик. Но Мартин Стефан, заместитель генерального директора Carbios, сказал, что существующий низкокачественный переработанный пластик продается с наценкой из-за нехватки поставок.

«Мы первая компания, которая представила эту технологию на рынке. Наша цель — начать работу к 2024 году, 2025 году в крупных промышленных масштабах», — сказал Стефан.

Компания Carbios, стоявшая за открытием, заявила, что она планирует наладить выпуск фермента в промышленных масштабах в течение пяти лет. Она сотрудничает с крупными компаниями, включая Pepsi и L’Oréal, для ускорения старта производства.

Добавим, в 2018 году ученые случайно создали фермент, который разрушает пластиковые отходы. Открытие было сделано при изучении бактерий Ideonella sakaiensis.

«Интуиция и случайность часто играют значительную роль в фундаментальных научных исследованиях, и наше открытие здесь не является исключением. Это непредвиденное открытие говорит о том, что есть возможности для дальнейшего улучшения этих ферментов, приближая нас к решению проблемы утилизации постоянно растущей горы пластмассы», — рассказывал структурный биолог Джон МакГихан из Университета Портсмута в Великобритании.

Бактерии Ideonella sakaiensis были обнаружены в ходе скрининга образцов почвы, воды и ила, взятых из места переработки пластиковых бутылок в городе Сакаи, Япония. эти бактерии способны переработать тонкую (0,2 миллиметра) пленку ПЭТ за шесть недель при температуре 30 °C. Этот показатель слишком мал для использования бактерий при переработке отходов и ученые искали способ его улучшить.

Также НВ сообщал, что ученые из Кембриджского университета обнаружили способность утилизировать пластик у личинок моли, которые обычно питаются воском из пчелиных ульев. Эксперименты британских ученых показали, что это насекомое может разрушать химические связи в пластике по тому же принципу, как оно переваривает воск.