Транспорт для хипстеров. Что такое электросамокат и как правильно его подобрать

Инновации

20 апреля, 07:13

Транспорт для хипстеров. Что такое электросамокат и как правильно его подобрать

Транспорт для хипстеров. Что такое электросамокат и как правильно его подобрать - фото

Reuters

Электросамокат: как его выбрать?

Электросамокаты стали популярным городским транспортом во многих мегаполисах по всему миру. НВ разбиралось, в чем плюсы/минусы такого средства передвижения и что нужно знать при его покупке.

За последние несколько лет электрический транспорт стал настоящим трендом по всему миру. Кроме полноценных электрокаров, которые пока относительно непопулярны в Украине, на городских улицах и дорогах общего пользования можно встретить различные гироборды, моноколеса, электрические велосипеды и мотороллеры.

Отдельную нишу в этом сегменте занимают электросамокаты. Такой вид транспорта является более удобным, чем гироборд или моноколесо, управлять которыми получается не у всех и не сразу, более дешевым и компактным, чем электрический велосипед или мотороллер, не говоря уже о сравнении с автомобилями, ведь даже электрокары не могут избежать участи заторов, высокой стартовой стоимости в сравнении с авто с двигателем внутреннего сгорания, обслуживания и т.д. 

Как подобрать электросамокат?

Бренды

На рынке существуют как и небольшие модели, которые можно сложить в два счета и взять с собой в метро или трамвай, так и огромные версии для бездорожья, с широкими колесами, стальной рамой, которые вряд ли сможет поднять среднестатистический человек.

Как и с любым другим продуктом, главным критерием при подборе электросамоката должно быть качество и надежность. К сожалению, в Украине нельзя официально купить самые популярные в США и по всему миру модели от компаний Bird, Lime, Skip, Scoot или Spin. Вместо этого, на витринах наших магазинов электроники стоят десятки моделей непопулярных китайских брендов, внешний вид которых не внушает доверия.

Наиболее дешевые модели можно найти по цене примерно в $200 (до 6 тыс. грн). Верхняя граница стоимости переваливает за $1000. Среди самых распространенных производителей, которые имеют относительно неплохую репутацию - Kugoo, LikeBike, Xiaomi и Segway Ninebot.

Двигатель

Одна из ключевых деталей - электромотор. Самая популярная версия для компактных электроскутеров - мотор-колесо, который установлен внутри колесного диска и не требует дополнительного места. Такой тип двигателя является практичным, износоустойчивым и почти не требует технического осмотра, хотя и имеет свои ограничения по производительности.

Фото: electrohod.com

На большие модели электросамокатов устанавливают электромоторы с редуктором, которые передают крутящий момент через цепь. Это устройство сложнее в эксплуатации, более шумное, занимает больше места, но может быть единственным возможным для тяжелых моделей.

В случае с мотор-колесом привод может быть как передний, задний, так и полный. Задний привод лучше тянет вверх, и меньше пробуксовывает, поскольку основная нагрузка от массы человека приходится как раз на заднюю часть платформы электроскутера. Передний, в свою очередь, меньше подвержен заносам и является самым массовым вариантом у многих производителей. Реже встречаются полноприводные версии, поскольку они дороже и нужны для езды по местности с резким изменением рельефа. Среди цепных двигателей с редуктором доступен, как правило, только задний привод.

Аккумулятор

Спутник электромотора - аккумулятор. Чаще всего можно найти модели с литиевыми батареями, но в Украине, где морозы могут начинаться из середины ноября и заканчиваться в конце марта, можно задуматься и о свинцовом аккумуляторе. Такой тип может дольше держать заряд на холоде, но является более тяжелым.

Что касается автономности езды - оптимальный вариант для компактного городского электросамоката от 10 км до 20 км на одном заряде. Встречаются “монстры” с запасом хода и в 30 км, и в 40 км, и даже больше. Но каждая модель имеет свои нюансы не только в соотношении цена/качество, но и в условиях эксплуатации.

К примеру, постоянные движения вверх-вниз быстрее сажают аккумулятор, чем езда по ровной дороге. Многое зависит и от скоростного режима. Большинство электросамокатов имеют контроллер распределения электроэнергии, который экономит заряд аккумулятора.

Фото: YouTube/pulsekickngo

Как правило, максимальная скорость в самом экономном режиме составляет от 10 до 15 км/час, в режиме средней производительности - от 15 до 20 км/час, и при использовании батареи на полную можно разогнать электросамокат до 25-30 км/час. Существуют модели и с максимальной скоростью около 80 км/час и более, но не стоит забывать, что электросамокат является транспортом для передвижения на небольших скоростях и дистанциях.

Важна также и система рекуперации, которая подзаряжает аккумулятор при торможении и спуске. В крайнем случае, можно использовать электросамокат, как обычный самокат, отталкиваясь от земли ногами, если аккумулятор полностью разрядился.

Эксперты из портала Keddr.com протестировали модель Segway Ninebot ES2, стоимостью в 18 тыс. грн, и его запас хода составил чуть более 13 км на одном заряде.

Среднее время зарядки составляет от двух до пяти часов, в зависимости от модели. Существуют и варианты с возможностью подключения дополнительного аккумулятора, что удваивает запас хода и несколько увеличивает максимальную скорость. 

Амортизация и конструкция

Чаще всего встречаются электросамокаты с цельнорезиновыми колесами, но на плохой дороге они могут вызывать дискомфорт, в сравнении с накачанными воздухом колесами. Здесь помогают системы амортизации, - пружины могут быть на переднем колесе, на заднем, на обеих или отсутствовать вообще.

Для тех, кто любит ездить без сильных вибраций амортизаторы не помешают, но эти детали делают электроскутер тяжелее, что влияет на запас хода, и со временем требуют технического обслуживания.

Алюминиевая рама будет самым оптимальным вариантом, если говорить о соотношении прочность/легкость. Для движения в экстремальных условиях, прыжков или жесткой эксплуатации, можно рассмотреть модели со стальной конструкцией, но в таком случае компактность и транспортабельность электросамоката будет хуже. 

Фото: electricridereview.com

Самый легкий, но не самый дешевый вариант - рама из углеродного волокна. 

Откуда взялись электросамокаты и в чем их плюсы/минусы?

Тренд на электросамокаты распространился по всему миру из Калифорнии - родины самого популярного производителя электрокаров Tesla и образцового региона в плане экономии ресурсов, градостроения, эргономичности и пользовательского комфорта.

Электросамокаты стали чрезвычайно популярным транспортом из-за возможности быстрого передвижения по городу на небольших дистанциях, дешевизны, простоте в эксплуатации и для него не требуется водительское удостоверение.

За несколько лет самые успешные компании-производители электросамокатов - вроде Bird, Lime, Skip, Scoot или Spin - заработали сотни миллионов долларов и создали сеть аренды электросамокатов (так называемый “байкшеринг”) по всем США. Вместо того, чтобы покупать электросамокат по цене от $200 до $1000, пользователи смогли арендовать их прямо на улице и платить менее $3 за 10-минутную поездку на расстояние до 5 км.  

В сравнении с ценами на местный городской транспорт, такая услуга стала довольно доступной и более удобной. Причем, новый компактный транспорт буквально “валяется” на улицах, подключен к GPS, и люди могут найти ближайший к ним электросамокат в мобильном приложении, оплатить поездку онлайн, и оставить средство передвижения прямо в любой удобной точке.

Со временем, массовое пользование электросамокатами стало серьезной проблемой: кроме травм, которые получали пользователи при неосторожной езде в городе, этот транспорт просто заполонил городские улицы и стал помехой для местных жителей. К примеру, в Cан-Франциско бум электрических самокатов затруднил движение по пешеходным дорожкам и создал проблему с парковкой.

Если за травмы людей отвечали сами компании, которые должны обучать клиентов правилам езды в городе и особым требованиям к парковке, - решить проблему с чрезмерным распространением самокатов так и не удалось. Сейчас в некоторых городах Калифорнии могут появиться настоящие кладбища электроскутеров, что ранее уже произошло с сотнями тысяч использованных мотороллеров в Китае.

К счастью, Украине пока не грозит такая ситуация, и, возможно, электроскутеры наоборот помогут многочисленным владельцам автомобилей хоть изредка отказываться от своего четырехколесного транспорта, снизят уровень вредных выбросов в атмосферу, решат проблему перегруженности крупных городов и некачественного городского транспорта.  


Читайте новый номер журнала НВ

Подписывайтесь на журнал НВ и читайте свежий номер прямо сейчас. Все подписчики также получают доступ к архивным выпускам журнала. Стоимость подписки на три месяца всего 59 гривен.

Подписаться и читать журнал