Зачем CША готовит новую версию легендарного самолета-шпиона U-2

10 июня 2020, 20:00
Цей матеріал також доступний українською

ВВС США выделило $50 млн на модернизацию самолета-разведчика U-2. Зачем кому-то понадобилось воскрешать самолет 60-летней давности, который стал символом холодной войны?

Трудно поспорить с тем, что будущее военного авиастроения стоит за различными компьютерными системами, которые сделают полеты дронов еще точнее и эффективнее, чем работу даже самого профессионального пилота на Земле.

Видео дня

В Пентагоне уже заявляют, что воздушные противостояния превращаются в «борьбу алгоритмов с алгоритмами», и даже готовят свой беспилотник, который сможет сразиться с самым современным истребителем США — F-35, пилотируемым живым человеком.

Вес дронов становится все меньше, встроенные системы на борту — компактнее, а энергоэффективность — выше. Все это позволит лучшим беспилотникам в перспективе стать идеальным летательным средством для выполнения любых военных задач.

Однако, недавно в Военно-воздушных силах США решили выделить $50 млн на модернизацию старого самолета-шпиона U-2, который разработали еще в середине прошлого века. Кому пришло в голову воскресить разведывательную железяку с размахом крыла в 30 метров? И самое главное — зачем?

Но не спешите с выводами.

Разработанный компанией Lockheed Martin, разведывательный самолет U-2 должен был стать недоступным для обнаружения другими странами, и летал настолько высоко, что его не должна была достать ни одна ракета в мире.

Практический потолок U-2 составлял более 21 км, — это в два раза выше, чем высота, на которой летают современные пассажирские авиалайнеры.

Но американские конструкторы просчитались, когда весной 1960-го отправили очередной U-2 для разведывательного полета над территорией СССР, а советские военные сбили его и захватили в плен летчика ЦРУ Гарри Пауэрса. Через десятки лет Стивен Спилберг снял фильм об этом с Томом Хэнксом в главной роли.

Еще один U-2 был сбит советской ракетой в ноябре 1963-го над Кубой, из-за чего этот самолет стал символом холодной войны и, в частности, Карибского кризиса. Несмотря на провал разведки США в начале 1960-х, U-2 остался чрезвычайно эффективным самолетом-шпионом, и 35 единиц этих моделей до сих пор стоят на вооружении американской армии.

whichcar.com.au
Фото: whichcar.com.au

Новый контракт ВВС США с компанией Lockheed Martin предусматривает «авионически-техническое» обновление самолета и предполагает, что модифицированные версии U-2 начнут летать уже в 2022-м. Важно, что модели U-2, которые все еще эксплуатируются американскими военными, были разработаны в начале 1980-х и получили около 80% общих деталей с оригинальными версиями самолета 1955 года выпуска.

Инженерно этот разведчик по-прежнему остается актуальным из-за своей формы планера с размахом крыльев более 30 метров, что позволяет ему летать на рекордные расстояния на больших высотах. Грамотно сконструированный U-2 до сих пор превышает возможности большинства тактических самолетов, и является идеальным инструментом для сбора разведывательных данных.

Поэтому в ВВС США решили не отказываться от своего «дедушки-шпиона», и выделили деньги на его техническую доработку. За эту возможность стоит благодарить инженеров Lockheed Martin, которые много лет назад сделали свой самолет модульным: громоздкие радиоприемники и камеры со сложными электрическими системами разместили в больших отсеках, что позволяет легко их заменить на современные устройства.

Как результат — обновленный U-2 балует сегодняшних американских разведчиков избытком пространства и мощности.

Что касается непосредственно обновления техники — в Lockheed Martin планируют укомплектовать модифицированный U-2 специальным компьютером, который может обмениваться данными с разными коммуникационными системами на суше, в море, воздухе и даже в космосе.

Это должно предоставить пилотам больше данных о полете и позволить им лучше контролировать обстановку во время разведывательных миссий.

Конечно, обновление ждет и старый «кокпит» пилота: все аналоговые устройства заменят на сенсорные экраны и сделают их максимально информативными и эргономичными. Если не понимаете о чем речь — взгляните на панель управления устаревших космических кораблей Space Shuttle и сравните их с оборудованием в новой капсуле SpaceX Crew Dragon.

Reddit
Фото: Reddit

«В реальности это позволит самолету общаться с истребителями пятого и четвертого поколений, а также передавать информацию войскам на земле или кораблям в море», — говорит менеджер программы по обновлению U-2 от Lockheed Martin Шон Тэтчер.

По его словам, модификация позволит U-2 оставаться эффективным самолетом-разведчиком и летать еще как минимум 40 лет, выполняя свои боевые задачи.

Безусловно, то, что вершина инженерной мысли середины прошлого века продолжает жить и по сей день, не может не впечатлять. Но сам факт воскрешения самого популярного самолета времен холодной войны немного настораживает.

Особенно на фоне нарастающего противостояния России и США в космосе.

Похоже, наследникам Спилберга также будет над чем поработать.

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Техно
Рассылка о том как технологии изменяют мир
Каждый понедельник

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X