Как Boeing подложил свинью NASA - фото

Как Boeing подложил свинью NASA

23 декабря 2019, 20:05

Космический корабль Boeing Starliner не смог состыковаться с МКС. Теперь NASA остается надеяться на компанию Илона Маска.

Коротко:

— что случилось с первым космическим кораблем Boeing

— почему NASA зависит от Роскосмоса

— как Илон Маск поможет американцам летать на МКС не через Казахстан

Видео дня

К омпания Boeing провалила первый тестовый запуск космического корабля Starliner. Из-за этого в NASA вынуждены опять перенести дату отправки своих астронавтов на Международную космическую станцию (МКС).

Политик Владимир Жириновский уверен, что российские ученые могут затопить Америку, изменив гравитационное поле Земли. Такие заявления вызывают, скорее, смех, а не страх, но, в некоторых аспектах, судьба США все же зависит от действий ученых из России.

Несмотря на то, что Роскосмос во многом проигрывает NASA, американская аэрокосмическая администрация уже почти 10 лет не может обойтись без помощи российской госкорпорации.

Теперь, из-за желания NASA отказаться от использования российских (точнее — советских) космических кораблей Союз, Илон Маск может заработать еще несколько миллиардов на свою марсианскую мечту, а компания Boeing — восполнить дыры в бюджете из-за провального запуска лайнеров 737 Max.

Последние несколько лет между SpaceX и Boeing разгорелась нешуточная конкуренция за право отправлять астронавтов NASA на МКС на своих кораблях. Правда, компания Маска сильно задерживает сроки по запуску первого управляемого полета Crew Dragon, а орбитальный дебют Boeing Starliner на днях закончился провалом.

Закрыв программу Space Shuttle в 2011-м, NASA оказалось между двух огней: самая известная космическая корпорация в мире вынуждена то прекращать, то продолжать контракты с Роскосмосом и ждать, пока ее подрядчики выполнят свои обещания по строительству космических кораблей.

В связи с этим, НВ разбиралось, когда астронавты NASA, наконец, смогут летать на МКС не через Казахстан.

NASA

Фото: NASA

Что случилось с Boeing Starliner?


На днях в Boeing провели первый тестовый запуск космического корабля CST-100 Starliner. Аппарат успешно стартовал с Космического центра Кеннеди во Флориде на двухступенчатой ракете-носителе Atlas V, которую Boeing разработал совместно с Lockheed Martin.

Полет проходил в штатном режиме первые 30 минут, но, после того, как Starliner отстыковался от ракеты, космический корабль вышел на суборбитальную траекторию, что не позволило ему постоянно вращаться вокруг Земли.

Вместо этого Starliner должен был запустить собственные двигатели и подняться выше в космос на запланированную орбиту. По каким-то причинам силовая установка не запустилась вовремя, и космический корабль не смог состыковаться с МКС. Глава NASA Джим Брайденстайн заявил, что, возможно, возникли проблемы с программным обеспечением, и Starliner не запустил двигатели в автоматическом режиме в нужный момент.

Команда могла запустить двигатели вручную, но когда они заметили проблему — было слишком поздно, ведь Starliner зашел в мертвую зону вне досягаемости сигналов от спутников коммуникации. Из-за небольшой ошибки представители Boeing провалили первый тестовый полет своего корабля, на котором в будущем должны летать астронавты NASA.

NASA
Фото: NASA

Тем не менее, американский авиастроительный гигант поставил новый рекорд: CST-100 Starliner стал первым космическим кораблем, сделанным в США, который успешно приземлился на материковой части Земли. Аппарат посадили на военной базе в Нью-Мехико, а до этого все подобные капсулы NASA, предназначенные для астронавтов, спускались исключительно в океан.

И хоть Starliner провалил свою миссию, исследователи получили очень важные данные во время полета космического корабля. В Boeing заявили, что с помощью оборудования на манекене Rosie, который был внутри аппарата во время тестового полета, команда собрала 85−90% нужных данных о том, что бы испытывал живой человек на борту Starliner.

CST-100 Starliner — это космический корабль, который Boeing разрабатывает в рамках контракта с NASA для программы Commercial Crew: несколько лет назад американская аэрокосмическая администрация договорилась с парой частных компаний о создании космических капсул для доставки своих астронавтов на МКС и обратно.

Из-за провального запуска корабля от Boeing инженерам снова нужно будет проверять системы безопасности и управления аппаратом. Однако, Брайденстайн заявил, что «шаттлы NASA никогда не летали в автоматическом режиме», и то, что Starliner не сумел состыковаться с МКС, как предполагалось, не означает, что пилотируемый полет нужно будет переносить. Первую управляемую астронавтами NASA миссию на МКС на кораблях Starliner планировали на начало 2020-го, но точная дата пока неизвестна.

SpaceX

Фото: SpaceX

Кто еще должен сделать корабль для NASA?


Главным претендентом на роль перевозчика астронавтов NASA является компания SpaceX Илона Маска. Их новая капсула Crew Dragon успешно состыковалась с МКС в автоматическом режиме еще в марте прошлого года.

В июле 2019-го астронавты NASA Боб Бенкен и Даг Херли должны были впервые полететь на МКС на корабле Crew Dragon в рамках миссии Demo-2. Но, за пару месяцев до этого, во время тестовых испытаний двигателей, капсула SpaceX взорвалась, и первый пилотируемый запуск пришлось отложить.

Тогда инженеры проверяли систему аварийного сброса Crew Dragon, которая должна позволить экипажу в экстренной ситуации безопасно отстыковаться от ракеты-носителя. За доли секунды до зажигания восьми вспомогательных двигателей SuperDraco тестовый корабль взорвался. В SpaceX выяснили, что причиной аварии стала утечка топлива (точнее — жидкого окислителя тетраоксид диазота или NTO) из-за некачественного клапана, после чего в двигательных системах повысилось давление и весь корабль взорвался.

Первый полет Crew Dragon на МКС с людьми на борту сперва отложили на конец осени 2019-го, а недавно в SpaceX заявили, что запуск пилотируемой миссии состоится не раньше 2020-го. Причина задержки — упомянутое аварийное тестирование.

SpaceX
Фото: SpaceX

Последним этапом подготовки капсулы SpaceX станет новый тест систем безопасности для экстренной отстыковки 11 января 2020-го. Тогда корабль запустят на ракете SpaceX Falcon 9 с Космического центра Кеннеди и на половине его пути к МКС инициируют аварийную ситуацию. Crew Dragon должен будет автоматически запустить восемь двигателей SuperDraco, отстыковаться от ракеты и с помощью парашютов вернуться на Землю.

Ровно год назад такая система позволила российскому космонавту Алексею Овчинину и американскому астронавту Нику Хейгу безопасно вернуться на Землю, когда через две минуты после запуска на ракете Союз аварийно отказали двигатели.

По причине неготовности этой системы безопасности первый пилотируемый полет астронавтов NASA на корабле Crew Dragon отложили как минимум на 8 месяцев, и пока неизвестно, когда именно он состоится. Представители Boeing, в свою очередь, изначально планировали отправить американцев на МКС с помощью CST-100 Starliner еще в августе 2019-го, но, после недавнего провального запуска, похоже, что они проиграют по срокам своим конкурентам из SpaceX.

Всего руководство NASA выделило более $8 млрд на строительство капсул Сrew Dragon и Starliner, — $4,82 млрд для Boeing и $3,14 млрд для SpaceX. В компании Илона Маска заявляли, что их космический корабль позволит NASA отправлять одного астронавта на МКС за $58 млн (что более чем на $20 млн меньше, чем действующая стоимость отправки). В Boeing пока не раскрывают аналогичные цифры, но, вероятно, NASA обойдется дороже отправлять астронавтов на капсулах Starliner, поскольку для этого используют ракеты Atlas V, которые считаются устаревшими, в сравнении с многоразовыми носителями Falcon.

Роскосмос

Фото: Роскосмос

Как NASA сейчас летает на МКС?


С 1981-го по 2011-й NASA пользовалось своими легендарными челноками Space Shuttle. Эти аппараты не только доставляли американцев на МКС, но и сыграли ключевую роль в сооружении первой космической орбитальной станции в начале 1990-х.

Но, после 30 лет эксплуатации, челноки, в частности последний из них — ракетоплан Atlantis, оказались слишком дорогими в обслуживании, поскольку для их запуска нужно было тратить очень много топлива. В NASA решили воспользоваться услугами российских кораблей Союз, и платить Роскосмосу более $80 млн за одно место на этом космическом корабле.

Нет, капсулы Союз не были более технологичными или надежными, просто шаттлы имели другое предназначение: эти аппараты использовали в основном для доставки грузов, и во время их разработки во второй половине XX века никто не ожидал, что все космические программы, включая и американскую, будут сворачиваться, и людям не понадобится постоянно отправлять десятки тонн груза на орбиту и обратно.

Компактный Союз с тремя посадочными местами, в отличие от шаттлов, которые могли взять на борт до восьми людей, оказался более практичным в современную эру «спокойного космоса». Выполнив свою задачу по сооружению МКС и имея в арсенале 134 успешных запуска, шаттлы ушли на покой, а NASA осталось без транспортного средства для отправки своих астронавтов на МКС.

NASA
Фото: NASA

Очевидно, что NASA уже вот-вот начнет пользоваться капсулами Boeing Starliner и SpaceX Crew Dragon. Проблема в том, что это «вот-вот» длится уже больше года, и в NASA сначала заявляли, что разорвут контракт с Роскосмосом в 2018-м, а позже, из-за срыва дедлайнов подрядчиками, были вынуждены продолжить сотрудничество с российскими коллегами до осени 2020-го.

Да, Crew Dragon сможет отправлять на МКС до 7 астронавтов за один раз и, да, запуски из стартовых площадок в США, а не в Казахстане, будут гораздо проще и дешевле для NASA. Но, из-за взрыва двигателей на корабле SpaceX, американцы пропустили первые пилотируемые запуски летом, и в конце сентября 2019-го опять полетели на МКС на Союзе.

Тогда в Байконуре на корабле Союз МС-15 на МКС отправили Олега Скрипочку из Роскосмоса, Джессику Меир из NASA и Хаззаа Аль-Мансури из Арабских Эмиратов. Американка Меир должна вернуться на Землю на том же Союзе МС-15 вместе со своим напарником Эндрю Морганом и капитаном корабля Олегом Скрипочкой в апреле 2020-го.

Сразу после этого в составе российского экипажа Союз МС-16 на МКС планируют отправить Кристофер Кэссиди из NASA. Если тестовый запуск SpaceX 11 января 2020-го пройдет успешно — Кэссиди опередят Даглас Херли и Боб Бенкен, которые станут первыми астронавтами, прибывшими на МКС на частном космическом корабле.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Делитесь материалом




Радіо НВ
X