Потеющая ракета. На чем Илон Маск собирается доставить людей на Марс

Инновации

18 февраля, 12:00

Потеющая ракета. На чем Илон Маск собирается доставить людей на Марс

Потеющая ракета. На чем Илон Маск собирается доставить людей на Марс - фото

Космический корабль SpaceX Starship отправит людей на Марс

Kimi Talvitie

Компания SpaceX готовит большой космический корабль для отправки людей на Марс. Миссия может стать самой сложной в истории космонавтики. 

Около месяца назад глава компании SpaceX Илон Маск показал одно из первых изображений ракеты, на которой люди должны начать колонизацию Марса. Переименованый BFR (Big Falcon Rocket) теперь называется Starship, и этот аппарат значительно отличается от предыдущих моделей SpaceX.

Starship должен быть многоразовой ракетой, которая за счет нескольких десятков двигателей и нескольких сотен тысяч лошадиных сил мощности сможет выводить около 100 тонн полезного груза на орбиту.

Пока Маск не раскрывает всех технических деталей о новой ракете и до обещанных тестовых запусков осталось несколько месяцев, издание Business Insider пообщалось с авиакосмическим инженером NASA Уолтом Энгелундом и узнало, с какими трудностями столкнется Starship при полете на Марс.

Как известно, SpaceX планирует дозаправить ракету на низкой околоземной орбите и отправить оттуда 100 пассажиров и 100 тонн груза на Красную планету. Главным изменением в Starship стало использование нержавеющей стали вместо композитного углеродного волокна.

Несмотря на то, что из-за этого Starship теперь похож на космолеты из фантастических фильмов 1960-х, Маск уверен, - использование нержавеющей стали удешевит разработку, сделает корабль прочнее и его будет гораздо легче охлаждать при входе в атмосферу Марса.

Проблема охлаждения является одной из ключевых, которую придется решить SpaceX, чтобы их огромный корабль не разрушился при спуске и чрезвычайно высоких температурах. Как объясняет Уолт Энгелунд, до этого NASA удалось спустить на поверхность соседней планеты марсоход Curiosity, который весил менее тонны и был размером с небольшой автомобиль.

"Curiosity стал самым большим аппаратом, который мы высаживали на Марсе, и это была одна из самых сложных миссий NASA. Посадить туда огромный корабль с людьми на борту будет ровно в 100 раз сложнее, чем в случае с Curiosity", - рассказал Энгелунд Business Insider.

Маск же хочет не только безопасно спустить Starship на Марс, но и сохранить ракету настолько, чтобы использовать ее потом еще раз. Для этого инженеры SpaceX буквально заставят "пропотеть" бывший BFR: ультрахолодное топливо из криогенного метана и кислорода будет просачиваться через поры внешней оболочки ракеты и охлаждать ее в атмосфере Марса.

Starship будет выходить на орбиту Красной планеты на скорости более чем в 30 тыс. км/час, из-за чего носовая часть нагреется до 1480 градусов Цельсия. Поскольку обычная нержавеющая сталь начинает плавиться уже при 1315 градусах, Маск обещает укрепить ее на 50%, охлаждая внешний слой топливом.

Уолт Энгелунд говорит, что эта идея не нова, и американские разработчики собирались ее использовать во время Холодной войны в середине 1970-х, но все подобные проекты были закрыты и система охлаждения топливом ни разу не использовалась в каких-либо космических миссиях.

Среди главных проблем "потеющей" ракеты Илона Маска эксперты выделяют закупоривание пор во внешней оболочке, что может помешать топливу выйти наружу и охладить ракету. Закупорить поры ракеты может и сам метан, которому свойственно затвердевать при высоких температурах.

Не стоит забывать и об огромном количестве пыли в разреженной марсианской атмосфере, которая также может вызвать неприятности у "кожи" Starship.

Тем не менее, Маск уверен в своей идее, и несколько недель назад он даже выложил видео, на котором часть стальной оболочки корабля нагревают до 1100 градусов Цельсия. 

По словам Уолта Энгелунда, если первые тесты через пару месяцев окажутся провальными - это не означает конец всего проекта колонизации Марса. Преимуществом Илона Маска является именно то, что он всегда находил выход из сложных ситуаций и предлагал оригинальные решения, казалось бы, нерешаемых проблем.

Подобный подход приходилось использовать и при сооружении ракет Falcon 9 и Falcon Heavy, изменяя структуру ракеты после определения изъянов. Хоть и многие считают планы Маска по отправке людей на Марс безумными и невозможными, эксперты из NASA говорят о довольно грамотной разработке Starship и собираются сотрудничать со SpaceX. 


Читайте новый номер журнала НВ

Подписывайтесь на журнал НВ и читайте свежий номер прямо сейчас. Все подписчики также получают доступ к архивным выпускам журнала. Стоимость подписки на три месяца всего 59 гривен.

Подписаться и читать журнал