С вкраплениями графена. Древний метеорит станет ключом к созданию уникальных материалов

26 июля, 12:46
Срез знаменитого метеорита, на котором видна видманштеттенова структура (Фото:James St. John)

Ученые изучили найденный в 1981 году в Аризоне метеорит Каньон Дьявола. Выяснилось, что он имеет включения графена и может помочь в создании сверхтвердых и сверхпластичных материалов, которые могут быть изоляторами и проводниками одновременно.

Международная группа ученых провела анализ структуры кристаллической решетки алмаза внутри метеорита. Обычно алмазы космического происхождения имеют гексагональную форму молекулы, что превращает вещество в лонсдейлит.

Но внутри Каньона Дьявола обнаружилось нечто иное — молекулы лонсдейлита соседствовали с молекулами графена — тоже углерода, только моноатомного.

Подобное сочетание называется диафитом. И его обнаружение внутри метеорита открывает невероятные горизонты перед наукой. Дело в том, что диафит обладает уникальными спектроскопическими свойствами. Он состоит из алмаза, являющегося диэлектриком, и графена — одного из лучших проводников, известных в наши дни.

Зная закономерности образования структуры метеорита, можно воссоздать материал, являющийся изолятором или проводником — в зависимости от потребности.

Материалы, созданные на основе диафита, также будут необыкновенно прочными и пластичными.

Ученые уже предвкушают фурор, который произведет их открытие. Его важность и вправду сложно переоценить, поскольку будущие уникальные материалы можно будет использовать в чувствительных к инновациям отраслях: наномедицине, электронике, космической промышленности.