Почему дизайн — это важно

8 октября 2020, 19:50
Новости компаний
Дизайн — это ежедневное источник информации (Фото:Unsplash / Joshua Earle)

Дизайн — это ежедневное источник информации (Фото:Unsplash / Joshua Earle)

За несколько последних десятилетий слово «дизайн» стало, наверное, одним из самых употребляемых в повседневной жизни.

Что бы ни было темой разговора — ремонт в квартире, ведение бизнеса, новая классная кофейня за углом или комикс, который вы только что приобрели — есть очень большая вероятность, что вы хотя бы невольно вспомните о дизайне. Дизайн обложки, дизайн логотипа, вывески, интерьера, постера или даже бутылки воды из супермаркета — эти и многие другие вещи попадаются нам на глаза каждый день. Именно поэтому, дизайн — это ежедневное источник информации. Визуальной информации, если быть точным — той самой, которая, между прочим, составляет до 90% нашего восприятия.

В свою очередь, визуальная информация формирует наше представление абсолютно обо всем. Мы делаем выводы о какой-то вещи как только ее видим. Большинство людей почти сразу может сказать, нравится им что-то или нет исключительно из-за внешнего вида. Если вещь выглядит классно — разбираемся с «начинкой», функционалом, и всем прочим. Если визуал «не зашел» — на этом знакомство с чем-то новым резко прекращается. Исключением могут быть разве что фанаты отечественного автопрома, поскольку именно им почему-то всегда было интересно исследовать весь кошмар до конца.

Такая же схема применяется к любому продукту, который появляется на рынке. На него может быть серьезный спрос, он сам по себе может быть крутым и полезным, но если его внешний вид и рекламная кампания подкачали, ничего хорошего из этого не выйдет. Несмотря на качество, «лицом» продукта является именно дизайн, ведь он формирует первое впечатление и дает человеку возможность сразу решить, нужна ему эта вещь или нет (даже если на самом деле нет). Да, это все очень субъективно — в истории было много случаев, когда не слишком удачный или самый простой дизайн становился едва ли не культовым (например, логотипы компаний LEGO и Nike). Но если визуал не тронет потенциального покупателя или клиента, не удивит, не шокирует, не вызовет каких-либо других эмоций — знакомство с продуктом заканчивается сразу.

Вот подумайте о чем-то банальном, что вы видите каждый день — например, ваш любимый веб-сайт. Пользовались бы вы им постоянно, если бы цвета выедали вам глаза, шрифты скакали в разные стороны, а интерфейс выглядел так, будто его высекали тупым топором? Увидев такое впервые, остались бы вы там, чтобы разглядеть его информационную ценность? Ставлю на то, что нет. И не важно, насколько полезным или качественным может быть этот ресурс, потому что большинство людей с него просто сбежит.

Почему дизайн — это сложно

Как и в любом другом деле, с дизайном все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Кто-то подумает — ну рисуют себе что-то и пусть, что уж там, каждый зарабатывает, как может. Ну, во-первых, этот процесс просто рисованием называть не стоит — все немножко сложнее, здесь меньше творческого аспекта и больше расчета. А во-вторых, если такое отношение будет у проектного менеджера, если он будет недооценивать дизайн и жалеть на него времени и денег — проект рискует сильно провалиться.

Unsplash / Marilia Castelli
Фото: Unsplash / Marilia Castelli

Построение рабочего процесса в дизайн-проекте имеет очень много слоев — назовем это все вместе модным и классным словом «воркфлоу». Для полноценного воркфлоу просто «нарисовать» что-то будет, мягко говоря, недостаточно — дизайн требует серьезного подготовительного процесса, который начинается с детального исследования рынка. Короче говоря, следует ответ на вопрос — а что нравится людям? А как им это подать так, чтобы они его купили? Что их затронет?

После этого появляются идеи, их обсуждают, выбирают самые удачные, создают макеты. Макеты нужно проверить и утвердить или отклонить, направить дизайнеру правки, дождаться новой версии. А потом круг повторяется сначала — и так может происходить множество раз, ведь часто дизайн утверждают несколько человек, все со своим видением и своим полем ответственности. Кроме того, многое зависит от типа дизайна — если это, например, упаковка, то над ней будет работать еще и юрист, проверять, правильного ли размера штрихкод для продажи согласно законам в определенной стране и так далее. Наименьшая измененная деталь может повлиять на весь макет, а потому и подход нужен соответствующий — тот, который такие нюансы будет учитывать и упростит над ними работу.

Дизайнерская бюрократия

Если же взглянуть на подходы к работе подробнее, то можно заметить, что компании очень сильно не хотят расставаться с чем-то, к чему они уже привыкли. У каждого дизайн-агентства есть свой стандартный воркфлоу, который они ни в коем случае не желают менять — особенно, если говорить об украинских командах на фоне западных. Такая закоренелость и упрямство больше проявляется и вредит именно в процессе утверждения макетов и обмена идеями. Команды могут использовать любой канал для этого — имейлы, телефонные звонки, мессенджеры, или встречи вживую, которые, как правило, наиболее продуктивны из всего списка. Но вот и с ними тоже начались большие проблемы из-за мировой пандемии — в функционирование бизнеса вмешался COVID-19. Он многое изменил в воркфлоу большинства команд, которые вынуждены были перейти на удаленную работу и свести контакты с коллегами и клиентами к минимуму. И это в лучшем случае. Если же компания в таких условиях еще и не хочет попрощаться с устаревшими методами работы и перейти на новые, ее ждут неизбежные убытки, а в перспективе — банкротство и закрытие.

Unsplash / You X Ventures
Фото: Unsplash / You X Ventures

Теперь давайте под микроскопом посмотрим на вышеупомянутые подходы к работе. По правде говоря, какой бы из этих методов команда не выбрала, он будет очень далек от идеала и занимать времени больше, чем нам хочется. Наладить коммуникацию и так сложно, а тут еще и нужно обменяться мнениями о макете так, чтобы все тебя поняли и смогли дать логичный ответ. Так что же делать? Имейл и мессенджеры для таких задач как будто подходят, а вроде и не очень. Вот представьте, вы — дизайнер, отправляете готовый макет к клиенту, а вам в ответ прилетает что-то типа «а поменяйте шрифт тут и цвет там». Тут и там — это где? Придется уточнять, писать новое письмо, ждать новый ответ, часто приходящий не сразу, даже если проект срочный. Теряется время.

И это хорошо, если клиент, который должен дизайн утвердить, только один. А если много? Придется каждому пересылать все отдельно, собирать все ответы в кучу, учитывать все пожелания. А они еще и могут друг другу противоречить — даже если у вас есть проектный чат в какой-то сети, ответы других могут очень легко потеряться, кто-то может не обратить на них внимания. И выдаете вы такие новую версию, будто все классно, а потом появляется какое-то письмо или сообщение, не замеченные между десятков других, автор которого вам говорит: «Эй, а почему это мои замечания проигнорировали?». И снова все сначала, куча имейлов туда-сюда, просроченный дедлайн, испорченные нервы. Ух, прямо наше любимое.

С другой стороны, есть звонки — казалось бы, идеальная замена живым встречам. Но, во-первых, это далеко не столь же удобно. Во-вторых, остается такая же проблема времени, потому что собрать всех причастных на один звонок крайне сложно, особенно, если коллеги по разным странам разбросаны, в различных временных зонах. Тогда как увидеться, так и созвониться становится вообще невозможно, и приходится ходить кругами по комнате, чесать затылок и думать — что делать, если старые методы уже не актуальны?

Что же есть нового

Над этим вопросом уже успели подумать в крупных западных компаниях, для которых размеры команд и многокилометровые расстояния между их участниками стали серьезными проблемами. К счастью, решение удалось найти в той же плоскости, где находятся все старые варианты удаленной работы — интернет. Сеть уже давно перестала быть местом исключительно для развлечений и видео с котиками, и сегодня — особенно во времена ковида — она стала клеем, который держит множество бизнесов на плаву. Индустрия дизайна, конечно же, не является исключением.

Unsplash / Windows
Фото: Unsplash / Windows

Итак, у нас ситуация — надо найти способ работать с дизайном так, чтобы всем было удобно, а передаваемая информация была понятной и не терялась. Изобретать велосипед никто не стал, и было решено с проблемами визуала бороться визуальными методами. Если конкретнее, то удобнее обозначать какие-то элементы макета, к которым есть претензии, на самом же макете. На личных встречах так делают на слайдах презентаций, чтобы обратить на что-то внимание, поэтому было логично такой же способ применить и здесь. Как это воплотить при наличии концепции и интернета? Добавить сюда профессиональную команду разработчиков. И вот, через некоторое время, соответствующее программное обеспечение уже готово.

Так и возникли инструменты, которые сейчас называют ревью тулами (англ. review tool) и которые отвечают именно за обмен отзывами по уже готовому дизайну и оптимизации всего процесса. Принцип работы очень прост — пользователю предоставляется доступ к макету, загруженному в облачное хранилище, с полным набором инструментов для добавления аннотаций. Обозначаешь какой-то формой — точкой, квадратом, и т. д. — элемент, который не нравится, добавляешь к нему комментарий с объяснением, почему так, тычешь на кнопку «Отклонить». И все. Ну, или «Утвердить», если претензий нет. Информация доступна участникам и руководителю проекта моментально, никому ничего пересылать не надо. Все всё видят онлайн, а риск, что что-то будет непонятно, существенно уменьшается — ведь какие именно «тут» и «там» надо поменять обозреватель может показать прямо на макете.

Исключительно на рисовании поверх чьего-то «рисования» решено было не останавливаться, и такие программы обросли рядом новых функций. Среди них есть управление проектами и задачами для участников, создание шаблонов, версирование и сравнение версий, отчеты, и многое другое. Разобраться в этом вопросе несколько подробнее нам помог проектный менеджер одного из таких стартапов под названием Approval Studio — Андрей.

Личный архив
Фото: Личный архив

«Эта идея действительно не нова. Лет двадцать назад, международные компании решили стандартизировать свои проекты и начали работать над удобным для себя программным обеспечением. Это было дорого, медленно, но давало результат. Со временем, появились IT-компании, которые предлагали уже готовые решения, с возможностью адаптировать свой продукт к потребностям «серьезных» клиентов. Это было гораздо дешевле и быстрее самостоятельной разработки, но только для крупных предприятий, у которых хватало на это ресурсов. Впоследствии, работники этих мастодонтов бизнеса начали открывать собственные маленькие фирмы, и, имея опыт работы с ревью тулами, начали искать что-то подобное для малого и среднего бизнеса. Так появились первые небольшие стартапы, которые работали в этом направлении.

Создавая Approval Studio, мы руководствовались опытом именно крупных компаний, но при этом старались оптимизировать наш продукт для нужд SMB — это не только доступная цена, но и простота в использовании. Сначала мы работали только на рынке США, затем Австралии, а затем появились первые европейские клиенты. Каждый рынок, каждый клиент вносит свои предложения и идеи по улучшению программы, что позволяет нам постоянно обновлять нашу систему и делать ее еще более удобной для наших пользователей".

Немного о разнице

Разница между «старым-добрым» и «новым-эффективным», по словам Андрея, очень ощутима. Клиенты, которые пытаются пользоваться такими инструментами, замечают ее сразу. «Очень часто люди не знают, что у них есть проблема с воркфлоу, пока не увидят, как она решается, — говорит он, — а потом еще удивляются: а что, разве так можно было? Потому что мы то думали, что тратить кучу времени и нервов на утверждение — это норма, а оказывается, что нет». Причина такому искреннему удивлению — сила привычки. Многие команды уже буквально вросли в свои стандартные способы утверждения, и переход на что-либо новое бывает очень болезненным, но от этого не менее необходимым. Индустрия развивается, и стоять на месте — выстрел себе в ногу.

Unsplash / Isaac Smith
Фото: Unsplash / Isaac Smith

«В этом плане очень бросается в глаза различие между западными командами и нашими, — рассказывает Андрей, — Народ из западной Европы и Америки часто сам ищет подобные решения, а если не ищет, а просто наталкивается в Интернете, то готов скорее их принять. Они лучше приспособлены к изменениям, там больше популяризирован софт для управления проектами. Те клиенты, которые не догадывались о подобных инструментах, нарадоваться не могут. Те же, кто уже имеют опыт работы с корпоративными аналогами и нашли нас сами, сразу начинают пользоваться системой без вопросов и только предлагают пути совершенствования.

Во время глобального локдауна, у нас существенно больше новых пользователей, для которых мы стали способом продолжить эффективную работу даже дистанционно. А вот с украинскими компаниями как-то сложнее, для них это совсем в новинку. Большинство не готово к изменениям, не хочет пробовать что-то новое. Вот НВ, к счастью, является хорошим исключением, — смеется. — У нас сотрудничество продолжается уже более года. Когда мы впервые предложили попробовать Approval Studio, то были приятно удивлены легкостью, с которой команда приняла нашу систему. У нас на сайте с Алексеем Самоваровым, арт-директором НВ, даже есть небольшое интервью. Он нам подтвердил, что они не знали о существовании проблемы, пока мы не предложили решение".

Какой из этого можно сделать вывод? Изменения простыми не бывают, но избегать их вечно так или иначе не получится. Можно упорно стоять на месте и топать ногой, говорить, что «мне и так норм» или «сколько лет так работаем, все хорошо». А можно пробовать развиваться и идти в ногу со временем. Хотя бы ради того, чтобы потом не пришлось бежать со спринтерской скоростью и, задыхаясь, кричать всем, кто вовремя сменил свой подход, что-то типа «Эй, вы куда? Подождите!». Индустрия дизайна сегодня дает нам именно такой выбор, и, если хотите быть лучшими, оптимизация — ваше все.

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Техно
Рассылка о том как технологии изменяют мир
Каждый понедельник

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X