Не взлетим, так поплаваем. Как удачный тестовый запуск Crew Dragon повлияет на судьбу Илона Маска - фото

Не взлетим, так поплаваем. Как удачный тестовый запуск Crew Dragon повлияет на судьбу Илона Маска

19 января 2020, 19:58

19 января 2020-го космический корабль SpaceX Сrew Dragon провел финальный тест перед отправкой людей в космос. Как это повлияет на будущее компании и Илона Маска?

Коротко:

— что ждет SpaceX перед первым пилотируемым запуском на МКС

— почему компания Илона Маска может угробить российские космические корабли

— кто не верит в колонизацию Марса

Видео дня

Р акетостроительная компания SpaceX, которая принадлежит миллиардеру Илону Маску, провела последний тестовый запуск космического корабля Crew Dragon. Теперь SpaceX ждет первая в истории отправка людей на орбиту и начало новой эры в истории NASA.

Как можно не любить Илона Маска? Этот 48-летний весельчак с парой десятков миллиардов на счету может нелепо станцевать на презентации электрокаров Tesla, затянуться марихуаной прямо во время интервью, запустить тысячи спутников в космос для доступа к интернету по всей Земле и постоянно радовать аудиторию своими причудливыми идеями вроде мультяшного электрического пикапа Cybertruck. Не говоря уже о постах с мемами и шутками на его личной странице в Twitter.

Несмотря на харизму и умение заигрывать с аудиторией, к «революционности» идей Илона Маска все же есть вопросы. НВ уже писало о том, что пришлось пережить Tesla, чтобы в эту компанию, наконец, поверили, почему ученые выступают против глобального спутникового интернета Starlink и как в правительстве США относятся к его выходкам.

Самым масштабным проектом калифорнийского предпринимателя остается ракетостроительная компания SpaceX, которая последние годы демонстрирует неплохие результаты. Их ракеты востребованы не только в NASA, но и в космических организациях других стран, а долгосрочные планы компании более чем впечатляют: Маск собирается колонизировать Марс, отправлять в космос туристов и создать сеть ракетных пассажироперевозок на Земле.

Все это должно произойти в ближайшие десять лет, однако, на аппаратах SpaceX до сих пор не летал ни один человек, и планы компании по запуску первых астронавтов в космос пришлось переносить несколько раз за последние пару лет.

К примеру, первый полет астронавтов NASA на Международную космическую станцию (МКС) на космическом корабле SpaceX Crew Dragon должен был состояться еще полгода назад, но из-за взрыва запасных двигателей капсулы во время финального тестирования запуск перенесли на неопределенный срок.

Теперь в компании говорят, что смогут впервые отправить людей в космос на своем корабле «в начале 2020-го». Все зависело от того же финального тестирования запасных двигателей Crew Dragon, которое успешно выполнили 19 января 2020-го. НВ разбиралось, почему последний тестовый запуск космического корабля был очень важен для SpaceX и Илон Маск, и что теперь должна сделать компания, чтобы подтвердить на практике свои амбиции в освоении космоса.

SpaceX

Фото: SpaceX

Что протестировали в SpaceX?


На днях на официальном аккаунте SpaceX в Twitter появилось сообщение о том, что 18 января 2020-го компания проверит систему аварийного отсоединения капсулы Crew Dragon от ракеты в полете. «Это тест на способность космического корабля транспортировать астронавтов в безопасное место в маловероятном случае возникновения чрезвычайной ситуации при взлете», — указано в твите.

Позже компания перенесла тестовый запуск с 18 на 19 января из-за сильного ветра и высоких волн в зоне поиска капсулы в океане. На этот раз все сложилось как надо.

Для тестирования компания использовала свою самую эффективную многоразовую ракету Falcon 9, которая может выводить на низкую околоземную орбиту до 23 тонн груза и до этого времени совершила 76 успешных запусков. Ключевым этапом запуска стало тестирование восьми вспомогательных двигателей SuperDraco, которые отсоединили капсулу Crew Dragon во время умышленной аварийной ситуации на борту ракеты Falcon 9 при взлете на орбиту.

Как раз эти двигатели, вместе с кораблем Crew Dragon, взорвались во время тестовых испытаний в апреле 2019-го, из-за чего первый пилотируемый запуск пришлось отложить. Тогда инженеры производили наземный тест системы аварийного сброса космического корабля, и его вспомогательные двигатели взорвались за доли секунды до планового зажигания. В SpaceX выяснили, что причиной аварии стала утечка топлива (точнее — жидкого окислителя тетраоксид диазота или NTO) из-за некачественного клапана, который привел к повышению давления в двигательных системах.

На этот раз капсулу Crew Dragon запустили на ракете Falcon 9 с Космического центра Кеннеди во Флориде, и на 88 секунде после взлета она автоматически отстыковалась с помощью уже исправных двигателей SuperDraco и вернулась на Землю, — космический корабль совершил мягкую посадку с помощью парашютов в Атлантическом океане на расстоянии в 32 км от побережья Флориды.

За неделю до этого в том же Космическом центре Кеннеди ракету-носитель с прикрепленной капсулой Crew Dragon протестировали на стойкость к экстремальным температурам: Falcon 9 наполнили холодным керосином и жидким кислородом, запустили девять ее двигателей Merlin, после чего массивные крепежи должны были противостоять тяге Falcon 9 в 2,3 млн Нм и удержать ракету на Земле.

Эту процедуру называют статическим тестом на возгорание, и в SpaceX сообщили, что он прошел успешно. В компании также подтвердили, что усовершенствованная система парашютов Mark 3 для возврата корабля Crew Dragon работает исправно. Теперь в стропах парашютов вместо нейлона используют «zylon» — более прочный полимерный материал, который разработали в Стэнфордском университете, а в самих куполах применили новый способ сшивания для еще более равномерного распределения нагрузки.

Все системы сработали отлично и американские военные спасатели встретили капсулу в океане с двумя манекенами на борту. Следующим этапом для SpaceX уже через несколько недель должен стать первый пилотируемый полет Crew Dragon с двумя астронавтами NASA к Международной космической станции.

SpaceX

Фото: SpaceX

Что это значит для SpaceX и Илона Маска?


Да, как только Сrew Dragon с людьми на борту состыкуется с МКС, Маск подтвердит, что за считанные годы можно создать передовую ракетостроительную компанию, которая является локомотивом инноваций в мире.

Важнее то, что первый успешный полет астронавтов на Crew Dragon повысит авторитет SpaceX и приблизит их к следующей глобальной цели — пилотируемым запускам в прямом и переносном смысле «огромной» ракеты Starship. Илон Маск анонсировал эту ракету еще несколько лет назад, и в процессе сооружения ее название сменили с BFR на Starship.

В сентябре 2019-го SpaceX впервые показала Starship в Техасе и представители компании заявили, что ракету оснастят 37 двигателями Raptor и она будет развивать тягу, вдвое большую, чем крупнейшая ракета Saturn V, разработанная NASA.

Текущая версия Starship весит 120 тонн, а ее длина составляет 50 метров. Сам корабль сделан из нержавеющей стали, которую снаружи прикрывает тонкий слой огнеупорной керамики, поэтому он похож на космолет будущего из старых научно-фантастических фильмов. Илон Маск предполагает, что ракета сможет перевозить до 100 людей и станет основным транспортом во время колонизации Луны и Марса. В SpaceX даже заявляли, что Starship попадет на Луну в 2022-м — на два года раньше, чем это планирует сделать NASA в рамках миссии Artemis.

Одним из первых пассажиров Starship должен стать японский миллиардер Юсаку Маэдзава, который уже подписал со SpaceX контракт на полет вокруг Луны на этой ракете в 2023-м. Кстати, сегодня Маэдзава объявил о запуске шоу, в котором он будет искать девушку для отношений и совместного полета в космос.

Кроме этой «миссии», на которой SpaceX может неплохо заработать и попиариться, главной задачей Starship является отправка людей на Марс для создании там колонии. Первая группа колонизаторов Красной планеты должна отправиться уже через четыре года. В SpaceX собираются запускать на Марс по несколько кораблей в день и основать там первую полноценную колонию уже в 2028-м.

Учитывая ситуацию с Crew Dragon и относительно простыми пилотируемыми полетами на МКС, не исключено, что эту дату могут снова перенести на пару лет вперед.

SpaceX
Фото: SpaceX

Правда, многие эксперты уверены, что колонии на Марсе невозможны, из-за чего все инвестиции в Starship могут оказаться бессмысленными. В частности, ученые сетуют на проблемы с терраформированием Марса, — некоторые ученые предполагают, что у нас никогда не получится создать там плотную атмосферу из-за отсутствия на планете достаточного количества углекислого газа.

Идею с жизнью людей на Красной планете высмеял также один из главных конкурентов Маска — основатель Blue Origin Джефф Безос, который взамен планирует перенести тяжелое производство из Земли на Луну. «Мой друг, который хочет отправиться на Марс? Пускай окажет мне услугу: попробуйте пожить на вершине Эвереста для начала хотя бы год, и посмотрите, понравится ли вам это. Эверест — это райский сад по сравнению с Марсом», — заявлял Безос в прошлом году.

Последним публичным критиком идеи Илона Маска стал российский астроном Константин Батыгин, который выдвинул гипотезу о существовании девятой планеты в Солнечной системе.

В своем недавнем интервью известному видеоблогеру Юрию Дудю Батыгин заявил: «Колонизация Марса в сегодняшнем мире — нереальная вещь. Не то, чтобы это невозможно сделать в принципе, но сегодня это не то, куда нужно тратить ресурсы. Даже если максимизировать потенциал Марса — это все равно будет полное г**но в сравнении с Землей».

Ученый считает, что деньги, которые SpaceX тратит на колонизацию Марса, лучше инвестировать в развитие Земле, и он бы на месте Илона Маска потратил их на борьбу с климатическими изменениями. Такого же мнения придерживается известный филантроп и один из самых богатых людей на планете Билл Гейтс, который считает, что вместо исследований космоса следует улучшать жизнь человечества на нашей планете.

Возможно, более рациональным применением ракеты Starship будут сверхзвуковые пассажироперевозки на Земле, что позволит людям преодолевать любое расстояние на нашей планете менее чем за один час. Этот проект также есть в планах Space.

Но учитывая тягу Маска к сенсациям и самым громким событиям в исследовании космоса, очевидно, что пускай даже и бесполезный полет на Марс будет для него более приоритетным, чем что-либо другое.

SpaceX

Фото: SpaceX

Почему последний тест Сrew Dragon будет определяющим?


Во-первых, ровно год назад система аварийного отсоединения капсулы позволила российскому космонавту Алексею Овчинину и американскому астронавту Нику Хейгу безопасно вернуться на Землю, когда через две минуты после запуска на ракете Союз аварийно отказали двигатели. Обеспечение безопасности ракет-носителей и надежности их аварийных систем являются главными факторами при пилотируемых запусках.

Во-вторых, после успешного тестирования 19 января следующим этапом для космического корабля SpaceX Crew Dragon станет отправка астронавтов NASA Боба Бенкена и Дага Херли на МКС в рамках миссии Demo-2.

Из-за срывов дедлайнов в SpaceX, руководство NASA и так было вынуждено продолжить сотрудничество с Роскосмосом до осени 2020-го, и в сентябре 2019-го американская астронавтка Джессика Меир отправилась на МКС на российском корабле Союз МС-15 со стартовой площадки в Байконуре, хотя к этому времени Crew Dragon уже должна была быть готова к пилотируемым запускам.

Ранее, с 1981-го по 2011-й, в NASA отправляли астронавтов на орбиту с помощью своих легендарных челноков Space Shuttle. Но после сокращения финансирования космических миссий и завершения строительства МКС, запуски огромных Space Shuttle стали слишком дорогими, из-за чего американцы начали пользоваться услугами устаревших, но надежных российских кораблей типа Союз, и платить Роскосмосу более $80 млн за отправку одного астронавта на МКС в этой капсуле.

Роскосмос
Фото: Роскосмос

Несколько лет назад власти США выделили NASA более $8 млрд на строительство собственных космических кораблей Crew Dragon и CST-100 Starliner, — $3,14 млрд для SpaceX и $4,82 млрд для Boeing соответственно. В компании Илона Маска заявляли, что их капсула позволит NASA отправлять одного астронавта на МКС всего за $58 млн.

В Boeing пока не раскрывают аналогичные цифры, но, вероятно, запуски Starliner обойдутся дороже, поскольку для этого корабля используют ракеты Atlas V, которые считаются устаревшими, в сравнении с многоразовыми носителями Falcon. Как и Crew Dragon, Starliner может брать на борт до 7 людей, в отличие от Cоюзов, которые максимально могут вместить только три человека.

Кстати, первый тестовый полет Boeing Starliner к МКС провалился в декабре 2019-го: двигатели космического корабля запустились не вовремя, из-за чего он пропустил выход на нужную орбиту и был вынужден вернуться на Землю, так и не состыковавшись с орбитальной станцией.

Теперь у SpaceX есть все шансы обогнать своих конкурентов из Boeing и первыми совершить пилотируемый полет к МКС. Именно поэтому последний тестовый запуск был чрезвычайно важным: рабочая капсула Crew Dragon не только сделает NASA независимыми от российских Союзов, но и позволит SpaceX забрать у Роскосмоса клиентов из космических организаций Италии, ОАЭ, Канады, Японии, Франции, Германии и других стран, которые сегодня могут отправить своих астронавтов на МКС только через Байконур на кораблях Союз.

В то же время, даже имея в арсенале Crew Dragon и Starship, SpaceX не стоит обольщаться, ведь ситуация на рынке ракетостроения может поменяться кардинальным образом за считанные годы.

Помимо Джеффа Безоса, который имеет не меньшие амбиции со своими многоразовыми космическими кораблями New Shepard, вскоре NASA может перехватить внимание аудитории, выпустив свою многострадальную красотку SLS. На подходе стоят и китайцы, которые кроме собственного космического корабля готовят отдельную орбитальную станцию и могут стать первой страной в истории, которая осуществила такой проект самостоятельно.

Что говорить, даже в Роскосмосе на днях анонсировали, что потратят 8 млрд рублей (около $131 млн) на сооружение нового корабля для полетов на МКС и Луну. И это помимо разработки еще одной капсулы Федерация, которая должна заменить Союзы и впервые полететь в космос в 2022-м.

Так что Маску явно есть с кем и за что бороться, если он, конечно, не решит уйти из ракетостроения в ближайшие годы и начать конвейерное производство огнеметов.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Делитесь материалом




Радіо НВ
X