Опять Кузькина мать. Почему США проиграют новую лунную гонку - фото

Опять Кузькина мать. Почему США проиграют новую лунную гонку

18 декабря 2019, 20:00

В США сократили бюджет лунной миссии NASA, поставив тем самым под угрозу высадку людей на Луне в 2024-м.

Коротко:

— когда NASA планирует лететь на Луну

— почему администрация Дональда Трампа сокращает бюджет на лунную миссию

— как Луна станет новым клондайком для предпринимателей

В США выделили почти в половину меньше денег для лунной миссии NASA. Из-за этого планы высадить американских астронавтов на Луну в 2024-м могут провалиться.

В ближайшем будущем Луна может стать серьезным источником для заработка денег, и многие компании стремятся сотрудничать с аэрокосмическими предприятиями, чтобы поставлять им свою продукцию.

Представьте луноходы от Toyota и Audi, 4G сеть от Vodafone на Луне, а также враждующие американские и китайские колонии на земном спутнике. О подобных проектах пока рассуждают лишь в теории, но все это станет необходимостью для дальнейших исследований глубокого космоса.

Несмотря на то, что Луна может стать первой космической станцией для людей и принести огромные перспективы в сферу освоения космоса, на днях в США сократили финансирование лунной миссии NASA.

Можно принимать ставки на то, куда пойдут сэкономленные деньги: на борьбу с климатическими изменениями, на еще один авианосец или новую военную базу в космосе.

Да и до смены президента в США осталось не так долго. Не факт, что новоиспеченный глава государства, как и многие его предшественники, не решит полностью изменить политику освоения космоса, и тогда о возвращении на Луну можно будет забыть.

В связи с этим НВ разбиралось, кто и почему не хочет, чтобы астронавты NASA снова полетели на Луну.

naked-science.ru

Фото: naked-science.ru

Жадный Конгресс

На днях палата представителей Конгресса США подписала документ, согласно которому федеральные затраты на лунную миссию NASA составят $600 млн, хотя изначально в американской аэрокосмической администрации запросили $1,4 млрд.

При этом стоит учесть, что в администрации Трампа утвердили почти всю сумму бюджета, которую в NASA запрашивали на этот год и выделили всего $22.616 млрд (всего на $13 млн меньше, чем просили в NASA). Но конкретно финансирование строительства лунного модуля в правительстве США почему-то сократили на 58%.

Вероятно, из-за этой недостачи у американских ученых не получится отправить своих астронавтов на Луну к 2024-му, как они планировали ранее. «Миссия не погибла, но она находится в критическом состоянии. Невозможно попасть на Луну без посадочного модуля», — заявил эксперт по космической политике Джон Логсдон из Университета Джорджа Вашингтона.

В теории, NASA могли бы использовать деньги для создания лунного модуля из других пунктов бюджета, но там дела обстоят не менее туго.

К примеру, $7,14 млрд пойдут на научные миссии, включая наземные и планетарные исследования, работу телескопа Джеймс Уэбб, те же лунные модули и астрофизические исследования. Чуть более шести миллиардов долларов потратят на сооружение исследовательских космических аппаратов, по типу сверхтяжелой ракеты-носителя SLS, которую разрабатывают еще с начала 2000-х, многоцелевого космического корабля ORION, и новой орбитальной станции на Луне.

$4,14 млрд будут нужны для космических операций на орбите и Международной космической станции (МКС), а остальные деньги пойдут на разработку новых технологий, аэронавтику, обслуживание и обеспечение безопасности миссий, сооружение и восстановление космических кораблей, обучение специалистов и обеспечение работы надзорных органов, которые контролируют ход выполнения работ.

Но, это еще полбеды, ведь против лунной миссии лично выступал президент Дональд Трамп: через несколько месяцев после того, как в США объявили о планах возвратить американских астронавтов на Луну, глава государства написал в своем Twitter следующее: «Учитывая все деньги, которые мы тратим, NASA не должно говорить о полете на Луну — мы сделали это 50 лет назад. Они должны быть сосредоточены на гораздо больших вещах, которые мы делаем, в том числе на Марсе (частью которого является Луна), обороне и науке!».

Хотя в начале 2019-го Трамп поддержал лунную миссию и даже планировал увеличить годовой бюджет NASA на $10 млрд.

Очевидно, что у NASA сейчас есть проблемы, и аэрокосмическая администрация уже не может бросить дорогостоящие проекты вроде SLS, на которые ушло очень много времени и денег. Эксперты уверены, что использование коммерческих ракет-носителей вроде тех же SpaceX было бы гораздо проще и дешевле, что, вероятно, и произойдет в рамках лунной миссии, если в NASA не успеют отправить своих астронавтов на Луну к 2024-му.

Не исключено также, что возвратить американцев на Луну уже через четыре года было поспешным решением, ведь, по разным оценкам, для реализации этого плана NASA понадобятся дополнительные $4−6 млрд каждый год, а не урезание бюджета на лунный модуль вполовину, как это произошло сейчас.

Ранее этим летом глава NASA Джим Брайденстайн заявил, что сокращение финансирования для лунного модуля будет иметь «разрушительные последствия» для посадки на Луну. Тем не менее, эксперт Джон Логсдон уверен, что даже если астронавты NASA не попадут на Луну в 2024-м, миссия продолжится и туда сперва будут отправлять роботизированные аппараты, а позже — людей.

Женская лунная миссия

Впервые о возвращении на Луну Брайденстайн заговорил ровно год назад, когда объявил о заключении контрактов частных предприятий с NASA для полетов астронавтов на естественный спутник Земли.

Официально дату высадки астронавтов NASA на Луне огласил вице-президент США Майк Пенс лишь в марте 2019-го на встрече Национального космического совета. «Человечество возвращается на Луну», — именно такой слоган выбрали для первой и пока единственной лунной миссии в XXI веке — Артемида.

Стоит учитывать, что когда астронавты NASA летали на Луну в конце 1960-х и начале 1970-х, годовой бюджет аэрокосмической администрации США составлял более 4% от всего бюджета страны, а теперь доля государственных денег, которую выделяют для NASA — всего 0,5%. В начале 2000-х администрация президента Джорджа Буша пыталась возродить лунную миссию, но политики снова уперлись в деньги, и подсчитали, что NASA нужны будут дополнительные $63 млрд для отправки людей на искусственный спутник Земли.

Как Джим Брайденстайн и его команда собираются реализовать текущую лунную миссию, имея в своем распоряжении втрое меньше денег и без президентской поддержки — пока неизвестно. А ведь в Артемиде заложены достаточно грандиозные планы, в частности, — женская эмансипация в космосе и полеты людей на Марс.

«С помощью программы Артемида, NASA высадит первую женщину и следующего мужчину на Луну к 2024 году, используя инновационные технологии для исследования большего количества поверхности Луны, чем когда-либо прежде. Мы будем сотрудничать с нашими коммерческими и международными партнерами и приступим к устойчивым исследованиям к 2028 году. Затем мы будем использовать то, что узнаем на Луне и вокруг нее, чтобы совершить следующий гигантский скачок — отправку астронавтов на Марс», — указано на сайте миссии.

NASA

Действительно, идеология миссии Артемида, названной в честь древнегреческой богини плодородия, основана на отправке на Луну первой женщины, ведь все 12 астронавтов NASA, которые были на Луне в период с 1969-го по 1972-й во время миссий Аполлон, — мужчины.

Если NASA и проиграло СССР в отправке первого человека в космос и открытый космос, то высадка Нила Армстронга на Луне, безусловно, стала важнейшим событием в истории космонавтики. Теперь у американцев есть все шансы повторить свой триумф, если первой женщиной на Луне также станет американка. Сейчас у NASA есть 17 потенциальных претенденток на это звание, которые могут начать готовиться к полету на Луну в ближайшее время.

Хотя за следующие четыре года инженеры и руководители Артемиды должны сделать еще очень много, чтобы снова привлечь внимание всего мира к себе: миссия предполагает использование «самой мощной ракеты в мире» SLS, которая до сих пор не достроена, и космического корабля ORION, который также находится в стадии разработки.

Кроме того, специалистам NASA в ближайшие годы придется усовершенствовать пусковую площадку в Космическом центре Кеннеди, которая должна быть готова к постоянным запускам, разработать новые скафандры, найти деньги для сооружения лунного модуля, и все это — в кратчайшие сроки, чтобы уже к 2024-му американцы смогли высадиться на южном полюсе Луны.

Один из ключевых этапов в рамках миссии Artemis — создание орбитальной станции на Луне, которая будет служить первым внеземным форпостом для космических исследований.

Лунные врата

Как уже писало НВ, в NASA заявляли, что за разработку первой части так называемых «лунных ворот» (The Gateway) будет отвечать компания из штата Колорадо Maxar Technologies. Согласно контракту на $375 млн, который частная компания подписала с NASA, инженеры должны будут создать силовую установку для поставки электроэнергии на орбитальную станцию и корректировки ее движения.

В свою очередь, подготовкой подъемно-спускового модуля займется ближайший конкурент SpaceX Илона Маска — компания Blue Origin, которая принадлежит Джеффу Безосу. Планируется, что орбитальную станцию доставят на Луну на тяжелой ракете Blue Origin New Glenn, тестовые запуски которой запланированы на 2021 год. Однако в Maxar говорили, что они могут выбрать и другую ракету-носитель, учитывая то, что подготовка New Glenn может затянуться, как это часто бывает в ракетостроении.

Лунные врата должны разместить на высокой эллиптической орбите Луны, где они будут удерживаться за счет гравитационных сил Земли и Луны. Станция должна стать первым космическим портом (не считая МКС), благодаря которому астронавтов будет гораздо проще и эффективнее не только спускать на Луну, но и поднимать на ее орбиту, где они будут находиться постоянно для научных исследований.

Как и в случае с МКС, к лунным вратам, в перспективе, смогут присоединиться модули других стран-партнеров. Отвечать за электрическое питание станции будут солнечные панели, а сама огромная конструкция сможет маневрировать и перемещаться на другие орбиты вокруг Луны.

NASA

Инициаторами проекта орбитальной станции на Луне была команда предыдущего президента США Барака Обамы. В их планах лунные врата должны были стать первым шагом на пути к высадке людей на Марс. Благо администрация Трампа продолжила разработку орбитальной станции на Луне, планируя с помощью нее основать первую внеземную базу людей на естественном спутнике нашей планеты.

Всего для полетов на Луну в ближайшие годы и подготовки основной миссии Артемида NASA заключила контракты с 9 частными ракетостроительными компаниями: Lockheed Martin, Astrobotic, Masten Space Systems, Moon Express, Draper, Intuitive Machines, Deep Space Systems, Orbit Beyond и компанией Firefly Aerospace, которая имеет офис в Украине, и которую в 2017-м выкупил украинский предприниматель Максим Поляков.

Частично украинская компания будет работать в рамках программы СLPS (коммерческий сервис по доставке груза на Луну). В пресс-релизе Firefly Aerospace указано, что программа рассчитана на 10 лет, а ее общая стоимость составит $2,6 млрд.

Если миссия Артемида действительно состоится — она может стать первым масштабным космическим проектом за всю историю, который позволит людям постоянно находиться на орбите Луны, а не летать туда-обратно, как это было ранее. Новая программа NASA сулит огромные перспективы для дальнейших исследований глубокого космоса, и будет очень обидно, если все планы сорвутся из-за каких-то $800 млн, которых не хватит на строительство лунного модуля.

NASA

Зачем нам нужна Луна и кто еще туда летит?

Естественный земной спутник снова стал интересен исследователям по всему миру в прошлом году, после новости о том, что на полюсах Луны таятся большие ледники. Огромные залежи льда могут пригодиться для колонизации спутника, ведь их можно использовать для приготовления ракетного топлива и поддержания жизнедеятельности человека.

Кроме того, недавно химики из Великобритании представили способ извлечения кислорода из лунного реголита, что также потенциально дает новые возможности для создания инфраструктуры и первой лунной цивилизации.

Потенциально Луна является первой внеземной станцией, которая может позволить людям запускать ранее невозможные космические миссии, и несмотря на планы Илона Маска сразу колонизировать Марс, многие частные компании, включая Blue Origin и Virgin Galactic, уверены, что сперва нам нужно лететь именно на Луну.

Как писали координатор проектов EOS Data Analytics, кандидат исторических наук Наталья Боротканич и аспирант физического факультета Львовского национального университета Мирослав Кашеба, колонизация Луны может стать новой «золотой лихорадкой» в космических масштабах, и не только NASA, но и большинство коммерческих ракетостроительных компаний уже сейчас борются за лунные ресурсы.

Не говоря о государственных контрактах на запуски космических кораблей, Луна может стать источником огромных заработков даже для автомобилестроительных и телекоммуникационных компаний, ведь для многих масштабных миссий нужны будут сотни луноходов и постоянная связь. Именно поэтому о лунных проектах заявляли в компаниях Toyota, Audi, Vodafone и других.

Не стоит забывать и о китайских исследователях, которые в этом году впервые в истории человечества посадили свой зонд Чанъэ-4 на обратной стороне Луны в бассейне Южный полюс — Эйткен. Поскольку Луна — это твердый каменистый объект, который препятствует прохождению сигналов для коммуникации и делает невозможным общение с космонавтами или управление роботизированными зондами и луноходами, китайское космическое агентство сперва отправило на лунную орбиту промежуточную станцию, которая и обеспечивала связь с Чанъэ-4.

КНР не только стала первой страной, которая попала на обратную сторону Луны, но и уже почти год исследует территории, которые не видны из поверхности Земли. Зонд собирает данные о поверхности обратной стороны Луны, структуре ее верхних и глубоких слоев, что необходимо для понимания того, как наш естественный спутник развивался и что с ним происходит сейчас.

Вполне возможно, что Китай станет первой страной, которая высадит своих космонавтов на обратной стороне Луны, особенно учитывая, что об их миссиях мы знаем гораздо меньше, чем о грядущих программах NASA.

Будет интересно, если уже к середине XXI века Луну, как и Землю, разделят несколько главных политических сил на разных ее полушариях, а США и Китай, поддерживаемые другими государствами, будут формировать там свою повестку дня, не продавая друг другу кислород и воду.

В таком случае нам уже сейчас нужно очертить политические границы Луны и определить, какой из стран она принадлежит.

Делитесь материалом