Погоня за технологиями. Как развивался рынок бытовой электроники в Украине в начале 2000-х

17 ноября 2020, 16:37
Спецпроект
Как развивался рынок бытовой электроники в Украине в начале 2000-х (Фото:Эльдорадо)

Как развивался рынок бытовой электроники в Украине в начале 2000-х (Фото:Эльдорадо)

Сегодня многочисленные ритейлеры со своими онлайн-магазинами и физическими отделениями заполонили рынок бытовой техники в Украине. Но на рассвете существования нашей страны предложений по легальной продаже и качественному обслуживанию бытовых устройств было не так много.

Благо, новые технологии дали старт развитию сети украинского ритейла и открыли людям все прелести потребительской электроники, начиная от стиральных машин и заканчивая первыми компьютерами. В спецпроекте Eldorado мы рассказываем об истории рынка бытовой техники в Украине.

Уже для нескольких поколений украинцев конец 1990-х — начало 2000-х — это что-то очень старое, далекое и неизвестное. Но, как ни странно, именно в то время в Украине зарождался рынок потребительской электроники, которой сегодня пользуется подавляющее большинство молодежи.

Засилье цифровых торговых площадок, дешевая доставка и всевозможные онлайн-сервисы стали несомненными атрибутами нашего времени. Хотя еще 20 лет назад украинцы не могли представить, что последние технологические новинки со всего мира будут доступны для них так легко.

Многие представители старшего поколения еще помнят, как для того, чтобы купить телефон или какую-то деталь холодильника, нужно было изрядно покопаться на местных радиорынках. Ну или обращаться за помощью в редкие магазины бытовой электроники.

Сегодня мы поговорим о первом этапе развития таких магазинов в Украине, — о времени, когда еще не было широкого распространения оптоволоконного интернета и тем более 4G, а абсолютно любой мобильный телефон считался эталоном технологичности и показателем социальной значимости его владельца.

Слом тысячелетий

Как вспоминает редактор НВ Техно Алексей Бондарев, рынок бытовой электроники в конце 1990-х — начале 2000-х был абсолютно «диким».

Алексей Бондарев

редактор НВ Техно

«Мобильные телефоны входили в моду. Они перестали быть по карману только „новым русским“ и становились относительно доступными для обычных людей. В какой-то момент, не иметь мобильного телефона стало чем-то сродни отсутствия штанов в гардеробе. Поэтому началась настоящая мобильная лихорадка», — рассказывает Бондарев.

Именно поэтому магазины мобильной связи в крупных городах в начале 2000-х были буквально на каждом углу. Равно как и полуподвальные помещения, где местные «гики» собирали под заказ для своих клиентов первые персональные компьютеры. Очевидно, о какой-либо гарантии на электронные устройства в таких заведениях речь и не шла, — покупали, что называется, на доверии.

«Отдельной „жемчужиной“ той эпохи был киевский радиорынок — настоящий Шанхай в сердце „элитного“ района Соломенка», — вспоминает редактор НВ Техно. «По выходным там было не протолкнуться. Кто-то торговал украденными телефонами без документов и зарядок, а кто-то продавал новые устройства и даже мог выписать вам гарантию. Это был своего рода Дикий Запад для потребительской электроники. Каждый был сам за себя. Правил не было».

Обуздать эту дикость получилось первым качественным магазинам бытовой электроники. В таких магазинах товары были аккуратно расставлены по полкам, ценовая политика не зависела от погодных условий, а продавцы-консультанты были прилично одеты и даже общались с клиентами на «вы».

Одним из таких мест стал первый магазин компании Eldorado, открытый в конце 1999-го на улице Крещатик, — прямо в здании над входом в одноименную станцию киевского метро.

Вера Витинская

генеральный директор Eldorado

«В начале 2000-х сеть предлагала широкий ассортимент товаров бытовой техники и электроники по самым доступным ценам для клиентов. Наша наценка, конечно, была ниже, чем у всех других сетей. Мы делали ставку на оборот и операционную эффективность, и справлялись с издержками, лучше, чем остальные компании», — рассказывает генеральный директор Eldorado Вера Витинская.

Примечательно, что именно в 1999-м произошло одно из самых интересных событий в тогдашнем технологическом мире, — так называемая «проблема 2000 года», которая впоследствии стала байкой. Этой «проблемой» называли ошибку в работе старых программ электронных устройств, которые интерпретировали дату первого января 2000-го как 01.01.00, то есть указывали 1900 год.

Из-за раздутого ажиотажа вокруг этой темы некоторые производители помечали физическими наклейками «2000» свои стиральные машины, телевизоры, DVD-плееры и т. д. Подобные устройства бытовой электроники можно было найти и в первом магазине Eldorado в Украине.

Технологии — в массы

Екатерина Белобловская

генеральный директор Electrolux в Украине и странах Кавказа

«В начале 2000-х рынок был слабо развит и в ассортименте, и в разнообразии каналов сбыта. В плане продаж основную его часть составляли приборы с базовым узким функционалом. Большую часть рынка занимали стиральные машины объемом до 5 кг с небольшим количеством режимов стирки, газовые варочные поверхности. Ритейлеры были сосредоточены на офлайн-продажах. Можно сказать, что онлайн-рынка не было», — вспоминает генеральный директор компании Electrolux в Украине и странах Кавказа Екатерина Белобловская.

Поскольку за рубежом полупроводниковые технологии развивались семимильными шагами, а микропроцессоры становились все меньше, — уже вскоре в Украине появились первые современные мобильные телефоны, ноутбуки и продвинутая бытовая техника.

Продажи новых устройств, которые тогда еще не осмеливались называть «гаджетами», развивались немыслимыми темпами, — все больше украинцев хотели видеть в своих домах большие телевизоры, новые холодильники, стиральные машины, микроволновые печи, пылесосы, акустические системы и многое другое.

«В какой-то момент появилась Motorola RAZR V3. Это была обычная „звонилка-раскладушка“, но чрезвычайно стильная. В одном из крупных магазинов на Крещатике была длиннющая очередь, когда завезли партию RAZR серого цвета. Черный к тому времени уже приелся. Ноутбуки в те годы были еще довольно дорогим удовольствием, позволить их себе могли не многие», — говорит Алексей Бондарев.

Однако, как объясняет редактор НВ, специализирующийся на технологиях и гаджетах, смартфоны тогда еще были не особо популярными, ведь мало кому нравилась идея носить в кармане устройство, способное проверять электронную почту.

Бытовая техника для всех

Стоит учесть, что развитию рынка электроники в то время способствовал и подъем экономики в стране: люди все чаще стали задумываться о том, что можно купить не только бытовую технику, но и гарантию или сервис по ее обслуживанию.

Алп Арбатлы

генеральный директор компании Беко Украина

«В начале 2000-х можно отметить развитие экономики и бизнеса в целом в Украине. С ростом продаж бытовой техники и электроники конкуренция среди частных магазинов и локальных сетей также возросла, что в свою очередь повлияло на необходимость слияний и поглощений среди мелких ритейл-компаний», — говорит генеральный директор компании Беко Украина Алп Арбатлы.

В те годы, рассказывает директор Беко, рынок бытовой электроники был представлен в основном крупными оптовыми компаниями, которые привозили продукцию в Украину и потом продавали в ритейл и региональную розницу. «Ритейл, в современном виде еще не существовал. Оптовые компании занимались поставкой в Украину крупной и мелкой бытовой техники из Польши, Китая, ОАЭ и Турции. Частично покупали напрямую на заводах Европы», — объясняет Алп Арбатлы.

Важно, что львиная доля этих товаров покупалась пользователями с уплатой по частям. Этому способствовали первые коммерческие банки Украины, которые начали предлагать выгодные условия потребительского кредитования.

Все это привело к развитию сети украинский ритейлеров и становлению отечественного рынка бытовой электроники. Причем не только в Киеве, но и за его пределами.

Эльдорадо
Фото: Эльдорадо

«Постепенно крупные сети ритейлеров появлялись в крупных городах и региональных центрах. За счет масштаба и объемов они могли ставить цены, которые повергали местных „бизнесменов“ с радиорынков в ужас. И потребитель потихоньку усваивал, что можно купить товар в солидном магазине за вменяемые деньги, получить гарантию и прочие „плюшки“», — резюмирует Алексей Бондарев.

Уже в 2003-м компания Eldorado открыла в Киеве свой первый гипермаркет электроники. Сегодня такие гипермаркеты являются основными торговыми представительствами бренда.

А к 2005-му у Eldorado открылся 91 магазин в 39 городах Украины, где были представлены более 15 тыс. наименований товаров, включая первые официальные модели ноутбуков на украинском рынке и серийные персональные компьютеры.

О буме смартфонов, пережитом кризисе 2008-го и самой крупной сделке в истории украинского ритейла НВ расскажет уже в следующем материале.

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Техно
Рассылка о том как технологии изменяют мир
Каждый понедельник

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X