Бум гаджетов. Как развивался рынок бытовой электроники в Украине в конце 2000-х

21 декабря 2020, 11:24
Спецпроект
Как развивался рынок бытовой электроники в Украине в конце 2000-х (Фото:Эльдорадо)

Как развивался рынок бытовой электроники в Украине в конце 2000-х (Фото:Эльдорадо)

В рамках спецпроекта в Eldorado рассказывают об истории рынка бытовой техники в Украине. В прошлой статье мы говорили о развитии рынка в конце 1990-х — начале 2000-х. На этот раз вспомним конец 2000-х — время чрезвычайного роста популярности мобильных гаджетов и объясним, какую роль в этом сыграли украинские ритейлеры.

«Верните мне мой 2007-й» — один из самых популярных интернет-мемов, который живет и по сей день. Но кто на самом деле помнит, чем ознаменовался этот год?

Выход первого iPhone, презентация Windows Vista, премьера телесериала «Теория Большого взрыва» и, конечно, начало мирового экономического кризиса. Для молодого поколения эти события существовали практически в другой реальности, но люди старшего возраста помнят их, как вчера.

Видео дня

Немногие пользователи в то время понимали, что они являются свидетелями настоящей революции в мире бытовой электроники, — вместе с выходом iPhone человечество дало старт развитию смартфонов, в современном понимании этого слова. Именно 2007-й и конец 2000-х в целом разделил историю научно-технического прогресса на «до и после», подарив нам гаджет, без которого сложно представить жизнь сегодня.

Вспоминаем, как смартфоны и другие мобильные гаджеты начали появляться на украинском рынке, что способствовало росту их продаж и как образовался самый крупный ритейлер в нашей стране.

Во имя Стива Джобса

Немногие пользователи в то время понимали, что они являются свидетелями настоящей революции в мире бытовой электроники.

Как ни крути, презентация первого iPhone стала квинтэссенцией деятельности компании Apple, и по сей день многие другие производители гаджетов повторяют ключевые решения инженеров из Купертино в своих продуктах.

Тогда первый полноценный «телефон-компьютер» в виде iPhone задал понимание того, как должен выглядеть современный смартфон на многие годы вперед. Это был уже не причудливый «многокнопочник» BlackBerry, — Apple презентовала максимально сбалансированный сенсорный гаджет с собственным софтом и огромным как для того времени дисплеем.

Эту идею моментально унаследовали другие производители, и на рынок начали поступать самые разные модели смартфонов с все меньшим количеством кнопок и все большим количеством цифровых пиктограмм.

Сергей Митяев

со-основатель и главный редактор сайта о гаджетах gagadget.com

«Конец 2000-х — начало 2010-х это рост продаж смартфонов и ноутбуков… Их делали все, включая локальные марки дистрибьюторов и розничных сетей», — вспоминает сооснователь и главный редактор сайта о гаджетах gagadget.com Сергей Митяев. «Все покупали смартфоны, планшеты и ноутбуки — цена бюджетного ноутбука упала до $400».

На этот период также пришелся всплеск интереса к нетбукам, — небольшим гаджетам с низкой производительностью и энергоэффективными процессорами Intel Atom.

Вера Витинская

генеральный директор Eldorado

«Начало 10-х также ознаменовалось выходом на рынок нового сегмента гаджетов, которые объединили в себе функциональность ноутбуков и компактность смартфонов — планшетных компьютеров. Аналогично, как и с историей смартфонов, первопроходцем, задавшим новый тренд, стала компания Apple, которая в 2010-м году выпустила первую версию iPad», — рассказывает генеральный директор Eldorado Вера Витинская.

Время продавать

Валерий Базыленко

директор по развитию бизнеса ASUS в Украине

Рост продаж гаджетов также стал периодом становления цивилизованного рынка украинского ритейла. «Крупные розничные сети только начинали активно смотреть в направлении компьютерной техники, занимаясь в основном продажей крупной бытовой техники и электроники. Благосостояние людей росло и отложенный спрос на компьютерную и электронную технику в целом был достаточно большой», — говорит директор по развитию бизнеса ASUS в Украине Валерий Базыленко.

В свою очередь, скакнула популярность программного обеспечения для гаджетов, без которого было невозможно представить развитие мобильных устройств. Кроме традиционной на то время ОС Windows, на рынке появились два ключевых игрока в виде Android и iOS.

Это стало ключевым отличием рынка электроники начала 2010-х от начала нулевых. Доступность телефонов для массового пользователя достигла максимума, — практически не осталось населенных пунктов, жители которых не слышали о мобильной связи.

Благодаря распространению интернета, все большему количеству украинцев стали доступны социальные сети и мессенджеры, что также способствовало развитию гаджетов.

Роман Ивашкевич

начальник отдела персональной электроники cети Eldorado

«Параллельно с этим начали появляться более дешевые конкуренты на Android и рынок стал расти в геометрической прогрессии. Продажи ноутбуков в это время, наоборот, начали замедляться», — рассказывает начальник отдела персональной электроники cети Eldorado Роман Ивашкевич.

…и грянул кризис

Несмотря на неблагоприятную финансовую ситуацию, которая сложилась в 2008-м, украинские ритейлеры электроники и бытовой техники продолжили расти.

Домотехника
Фото: Домотехника

В эти годы происходили серьезные изменения на рынке ритейла, уходили некоторые крупные игроки («Домотехника», «АБВ» и «МегаМакс»). При этом другие сети, такие как Eldorado, умело использовав кризисные ситуации, продолжали расти.

Новый этап развития начинается в 2013 году, в этот период Eldorado переходит полностью под управление украинским менеджментом. Одновременно с этим происходит слияние с сетью «Технополис». Таким образом сформировался рынок, который существует на сегодняшний день. Постепенно сети наращивали свои возможности, и в то же время начал расти сегмент бытового потребления компьютерной техники. До этого бизнес был в основном корпоративный.

Сохранение продаж электроники обеспечивало снижение цен на гаджеты в разных сегментах, — технологии становились все более доступными, чем не могли не воспользоваться рядовые украинцы.

Технополис
Фото: Технополис

«Цены компьютерной техники и, в частности, ноутбуков, значительно упали. Примитивные устройства, которые в начале 2000-х стоили до $1000, к 2010-му году заменили более продвинутые модели по цене $500−700», — говорит Валерий Базыленко.

Однако, из-за высоких налогов на ввоз готовых компьютерных систем, введенных еще в начале 1990-х, по-прежнему процветал рынок сборных настольных ПК. Умельцы из разных регионов превращались в локальных партнеров крупных ритейлеров и продолжали брать штурмом массового покупателя.

Первое время магазины бытовой техники и электроники пытались завлекать покупателей с помощью бюджетных устройств. Позже появились акции и программы лояльности, после чего пользователи привыкли к качественному сервису, тестировании продукции перед покупкой и долгосрочному обслуживанию техники.

«Официальная гарантия от производителя, клиентоцентричный подход, фокус на выявление потребностей клиента и сервисная модель бизнеса в конечном счете взяли свое. Крупные игроки вроде Eldorado могли предоставить своим клиентам уникальное ценовое предложение и продавать технику с максимальной ценностью для клиента. Это, а также улучшение качества обслуживания, позволило Эльдорадо стать ведущей сетью бытовой техники и электроники в Украине», — резюмирует Вера Витинская.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X